Пт, 2 Окт. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
02 ноября 2011, 16:00

Мы – кузнецы судеб наших детей



Размышления педагога

Работая в детском доме много лет, я не могу не задумываться о детских судьбах, о той несправедливости, которая случается с маленьким человеком. Чем и как он отплатит за все превратности своей нелегкой судьбы?

От трех до шестнадцати

Да, у каждого своя жизненная траектория или, как еще говорят, свой жизненный путь, своя судьба. А кем она определена? Верующий человек скажет, что господом богом, атеист и реалист будут утверждать, что человек хозяин своей судьбы, астролог сошлется на звезды. Возможно, верно и то, и другое. У каждого свой жизненный путь, у кого-то ровный, а у кого-то тернистый. И, наверное, не так уж важно, кто нам его предначертал. Важно, насколько человек может приспосабливаться и сопротивляться, радоваться и огорчаться, трудиться и лениться, договариваться и молчать, бороться или оставаться равнодушным.
Родившийся ребенок начинает свою жизнь с чистого листа, он еще не осознает важности всего происходящего, но события, поступки окружающих уже становятся частью его биографии. Хорошо, когда с первых же дней ребенок ощущает любовь и заботу родителей. А как быть, если он с рождения оказывается один на один с судьбой. Один, потому что его бросили, предали самые близкие, родные люди, и он оказался в госучреждении.
Наш детский дом находится в сельской местности, в нем проживают двадцать четыре ребенка в возрасте от трех до шестнадцати лет. Сам уклад сельской жизни, где все на виду, размеренный, спокойный, без суеты, спешки и городских соблазнов, позитивно влияет на воспитание ребенка. Немаловажное значение имеет и то, в каком возрасте попадает к нам ребенок: или это доверчивый малыш, или уже подросток со сформировавшимся мировоззрением и приобретенным асоциальным опытом. Разница значительная, и конечный результат, надо предполагать, будет разным. Работая с малышом, воспитатель имеет огромный резерв времени для воспитания, обучения, организации оздоровительной работы, а в случае с подростком педагога можно сравнить с опоздавшим пассажиром, пытающимся догнать поезд. Иногда это удается, а иногда нет. Поэтому в работе с трудным воспитанником-подростком нужно торопиться сохранить хорошее, исправить, приумножить все полезное, что помогает человеку успешно устроиться в жизни, исправить дурное. Воспитатель сам должен надеяться на лучшее, верить в собственные силы.

Лечим душевные раны

В любой семье, даже вполне благополучной, бывают трудности, порой родители не могут найти общий язык со своими родными детьми. А у нас – детдом, и не каждый его воспитанник будет благодарить нас за хорошие условия, выполнять все просьбы и задания по первому слову наставника. Нет! И к этому нужно быть готовым. Попробуем поставить себя на его место, так ли часто мы, взрослые, бываем исполнительными, внимательными? Нет, не всегда. Причем нередко требуем к себе излишнего внимания. Недопустимо, чтобы педагог-профессионал вел себя так, ведь лучший способ воспитания – это собственный пример. Поцеловать, обнять ребенка, спросить, как прошел день, красиво нарядить, вкусно накормить, вместе поработать и отдохнуть, сходить в поход – вот он неполный перечень того, что бывает в обычной семье и в нашем детском доме. Спросим себя, получил бы это ребенок, живя у родителей, находящихся в вечно пьяном угаре, безделье, драках?
При всем при этом не следует забывать о деловых отношениях с ребенком. Мы не можем выполнять роли «отца» или «матери» в буквальном смысле, и ничего не дает попытка смоделировать семью искусственно, искажается при этом истинный смысл этого понятия. Каким бы хорошим ни был детский дом, вряд ли его работникам удастся залечить глубокую душевную рану, нанесенную когда-то маленькому человеку собственными родителями. Для большинства она будет помехой, потянется тяжелым шлейфом по жизни. Конечно, чувство обиды, ревности, зависти к благополучным детям у кого-то проходит, но у кого-то остается надолго, может быть, навсегда. Чаще всего это проявляется в конфликтах с учителями, сверстниками в классе. Тем самым ребенок привлекает к себе внимание, возможно, вымещает зло, скопившееся в душе. Наша задача – помочь ему.

Свой дом…

Общаясь с детьми, узнаешь много полезного и интересного. Полученные сведения помогают задуматься о путях к сердцу ребенка. Интересно, что думают наши воспитанники о нашем доме, как видят они свою жизнь в будущем, что они могут сделать? Помогло нам выяснить это анкетирование, проведенное среди детей в возрасте десяти-шестнадцати лет (опросили тринадцать человек).
На данный момент одиннадцать из них считают своим домом детский дом, по их мнению, лучше жить здесь, чем с пьющими родителями, так как у нас кормят, одевают, можно заниматься спортом, здесь им комфортно и спокойно. Все 13 надеются, что их родители когда-нибудь одумаются и возьмут их обратно. Радует то, что на данный момент дети не хотят походить на своих родителей, кто-то осуждает их, сердится, но все любят, своей тайной любовью, пытаются оправдать и защитить отца или мать.
Как жаль, что не слышат этого родители или не хотят слышать, даже во время коротких встреч или разговоров по телефону. В письмах обещают забрать ребенка домой, рассказывают о братьях и сестричках, которые проживают вместе. Ребенок ждет, что его скоро увезут домой, но напрасно. Это ли не удар, это ли не душевная травма для ребенка! Двое детей, проживающих в детском доме уже более пяти лет, все равно считают родным родительский дом и чувствуют себя одинокими. Они удерживают в памяти свой дом, надеются вернуться туда. Но предательство близких они не могут простить.

Читайте также:  На фоне боевой техники

След на земле

На вопрос: «Как вы себя чувствуете, если вас называют детдомовскими?», четверо из опрошенных ответили, что не обращают на это внимания, еще четверо гордятся, так как сами продвигаются по жизни, а пятеро слышать не могут в свой адрес это определение. Вот и задумываешься, когда, например, во время выступления ребенка на соревновании, концерте, необходимо его представить: «Выступает воспитанник детского дома» или просто назвать имя и фамилию, территорию, чтобы лишний раз не подчеркивать статус «детдомовского».
Заслуживают внимания высказывания воспитанников о будущем. С детьми я провела занятие из серии «Азбука нравственного воспитания», попросила написать, какой след на земле оставили бы они. Вначале им было сложно определиться. Кто-то недоумевал: «Ступлю и все», «Оставлю подошву от ботинка» и т.д., но когда мы разобрали, что означает это выражение, дети написали: «Куплю дом и сделаю приют для собак», «Куплю дом и посажу цветы», «Построю дом для пожилых людей», «Выращу детей, деревья, построю дом и стану директором», «Оставлю в наследство ферму со скотом», «Стану спортивным парнем и прославлю Камышлов». Несомненно, высказывания интересны, а желание иметь свой дом указывает на то, как хочет ребенок того, чего его лишили. Настораживает, что не все говорят о семье, чему, впрочем, есть оправдание – собственные мама и папа лишили их опыта семейного проживания, заботы старшего поколения над младшими и наоборот. Невольно задумываешься: смогут ли в будущем мальчик или девочка построить свои отношения в семье?

Во взрослую жизнь

Нередко при встречах с детьми я говорю о том, что во взрослую жизнь человек выходит с определенным багажом опыта, знаний. Однажды я предложила в выполненный в стиле аппликации сундук «сложить», образно говоря, туда свой приобретенный опыт, или то, что нужно, чтобы быть успешным в жизни. По их мнению, чтобы устроиться в жизни, нужны: «хороший и мудрый наставник», «образование в лицее, чтобы стать машинистом», «деньги», «изменить характер», «образование», «помощь взрослых», «друзья», «терпение и поставленная цель», «хорошо учиться», «встреча с мамой». Разнообразные высказывания, причем вполне позитивные, но встречаются и такие, как «не знаю», «ничего не хочу», то есть ребенок в возрасте тринадцати лет ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Таких детей отличают полное безразличие к учебе, игнорирование совместных мероприятий. И если с годами ничего не меняется, обязательно нужно задуматься об эффективности своей работы, иначе пополнит такой воспитанник ряды неудачников или криминала, что подтверждает неумолимая статистика.
Посмотришь на цифры и невольно ловишь себя на мысли: «А стоит ли, как принято говорить, «убиваться». И тут же отвечаешь: «Стоит, потому что ничего нет дороже широко открытых доверчивых глаз, тянущихся к тебе рук, их желания быть любимыми, детского смеха и радости от собственных, пусть пока еще незначительных успехов». И понимаешь, что ты кузнец не только своей судьбы, но и вверенного тебе человечка.

Елена БУХВАЛОВА.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: