Пн, 25 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пн, 25 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
04 декабря 2016, 12:00

Мы бежали за подводой и плакали



1212121212122Память сердца

Мой отец Степан Сергеевич Шумков, 1905 г.р., был призван на фронт в октябре 1941 года Камышловским РВК из д. Луговой Куровского сельсовета. И уже в ноябре он пропал без вести. В Луговой осталась наша семья: мама Антонида Ильинична и две сестры.

Родители трудились в колхозе: отец на разных работах, а мама дояркой на ферме. До войны папу ежегодно вызывали на военную переподготовку. Я помню, что он трижды выезжал в лагеря и находился там от одного до трёх месяцев. Призвали его в сентябре 1941 года, война уже шла вовсю. Я помню, как пришёл он домой с работы, сел на лавку и сказал, что ему пришла повестка на фронт. Мама села рядом и зарыдала. Мы тоже облепили его и заплакали. Я была очень шустрой девочкой, старше своих сестёр, отец обратился ко мне: «Милая дочь, слушай маму, помогай ей во всём. Не будешь слушать – сдадим в детдом». Я, конечно, что есть мочи заревела, детдомов почему-то все боялись, хотя и не знали, как там живётся, но без мамы было страшно оставаться.

Из Луговой до Камышлова повезли отца и ещё одного односельчанина на подводе, мама поехала его провожать. Мы, дети, бежали за подводой, сколько могли, и плакали. Вскоре пришло извещение, что отец пропал без вести.

Однажды приехал к нам житель Малой Пульниковой. Он рассказал, как воевали они вместе с отцом:

– Послали нас со Степаном в разведку, начался обстрел, меня ранило, я попал в госпиталь, а Степана больше так и не видел. Обстрел был сильный, скорей всего, от него ничего не осталось.

В войну мы голодали и мёрзли наравне со всеми. Продуктов не было, всё отправляли на фронт. Налоги были большие: молоко сдай, мясо сдай, яйцо, шкуры, шерсть и прочее, никого не интересовало, что в семьях ничего не оставалось. Я с мамой работала на ферме, вторая сестра на разных работах, а самую младшую мы таскали за собой. Работая на ферме, я получила увечье: коровы к весне от бескормицы обессилили, приходилось их поднимать силой. Одна упала на меня (было-то мне лет 13-14), искалечила мне ноги, с тех пор я всю жизнь инвалид…

Читайте также:  Пять осколков в груди, а на ней – ордена

 

Этот рассказ записала со слов М.С. Шумковой председатель общественной организации «Память сердца» Зинаида Чечушкова. А от себя добавила, что сейчас Маргарита Степановна живет в Михайловке. Передвигается при помощи двух палок, но любит свободу и сама ведёт немудрёное хозяйство. Помогают ей в работе племянницы, приезжая из Камышлова. Характер у женщины свободный и независимый, но на мероприятиях, которые проходят в Михайловке в Петров день, ещё спеть сможет на зависть всем, особенно любит частушки.

Память об отце для неё – святое, вот только где и как он захоронен, Маргарита Степановна не знает и горюет по этому поводу.

 

Подготовила Светлана ЧЕРЕМНЫХ

На фото. Маргарита Степановна Шумкова (вторая слева) с подругами.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.