Дефицит кадров на селе – проблема номер один
По данным отчётов, предоставляемых ветстанции сельхозпредприятиями, на территории Камышловского района сегодня находится 21 производственное предприятие, в которых содержится 7561 голова крупного рогатого скота, 88217 свиней, 3974 кролика, 321557 птиц разных видов, 270 голов мелкого рогатого скота, 138 лошадей. Количество личных подсобных хозяйств – 1477. Как складывается эпизоотическая и ветеринарно-санитарная обстановка, каковы проблемы с организацией противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах – об этом мы беседуем с руководителем ветстанции З.М. САПКУЛОВОЙ и главным зоотехником управления агропромышленного комплекса С.И. ВОЛОСЕВИЧЕМ.
При хороших условиях содержания и у ветврача забот меньше
– Зоя Михайловна, сегодня во всех СМИ много говорят об опасных инфекционных заболеваниях среди животных. Какова ситуация в нашем районе?
– В прошедшем году было установлено четыре случая заболевания бешенством в четырех населенных пунктах района. За 9 месяцев этого года – один, в Обуховском (домашняя собака). Мы приобрели 4000 доз оральной вакцины против бешенства для диких животных, охотники разбросали её в охотхозяйствах. После проведения в неблагополучных пунктах комплекса организационных и специальных ветеринарных мероприятий по ликвидации бешенства ограничительные мероприятия были сняты.
На фоне неконтролируемого увеличения численности бродячих животных и нарушения правил содержания, конечно, риск возникновения бешенства в городе и населенных пунктах района увеличивается.
Достаточно напряженной остается обстановка по лейкозу в СПК «Обуховский». Причина – передержка скота, больного лейкозом. Сегодня в хозяйстве проводятся оздоровительные мероприятия, но очень медленно, так как в первую очередь выбраковываются животные с низкой продуктивностью.
– Что такое лейкоз? Чем он опасен для людей?
– Это вирусное хроническое опухолеобразующее заболевание крови. Напрямую вирус от животного к человеку может не передаваться, но нельзя употреблять сырое молоко от заражённой коровы и сырьё, не прошедшее тепловую обработку. Вирус погибает при нагревании до 80-100 градусов.
– СМИ нас пугают африканской чумой. Действительно есть опасность?
– Сохраняется реальная опасность заноса африканской чумы свиней на территорию Свердловской области. Эпизоотическая ситуация в стране по АЧС крайне неблагополучная: заболевание зарегистрировано на территориях Ленинградской, Нижегородской, Архангельской, Мурманской, Воронежской, Ростовской, Курской, Тверской, Оренбургской областей, Краснодарского края. В связи с этим усилен контроль за ввозом в Камышловский район живых свиней, продукции свиноводства, кормов, другой подконтрольной госветнадзору продукции из регионов, в которых зарегистрированы вспышки.
Госветслужбой района организован учёт свинопоголовья в личных подворьях граждан в каждом населённом пункте. Проводятся проверки мест уличной торговли с целью выявления фактов несанкционированной торговли поросятами, продуктами свиноводства. Ведётся разъяснительная работа с населением, работниками свиноводческих предприятий. Регулярно проводились мониторинговые исследования внутренних органов отстреленных диких кабанов на предмет носительства вируса чумы, в пробах он не выявлен.
План противоэпизоотических мероприятий по особо опасным и карантинным болезням животных в 2011 и за текущий период 2012 года по всем показателям мы выполняем в полном объеме, так как вакцину приобрели за счет средств ветстанции и сельхозпредприятий, в установленные сроки провели вакцинацию животных в личных подсобных хозяйствах.
– Кроме инфекционных заболеваний, что ещё может угрожать здоровью скота?
– Неправильные условия кормления и содержания. Если всё делается правильно, тогда и лечить приходится редко, и затраты на медикаменты меньше. Другой фактор возникновения инфекционных заболеваний – когда животные взяты из нескольких хозяйств области, они заражают друг друга. Например, может быть вспышка ОРВИ (ОРЗ), или обнаруживается копытная гниль, мастит, акушерско-гинекологические заболевания. А несбалансированное кормление и некачественное содержание, сырость в помещениях усугубляют ситуацию.
– Что ещё может спровоцировать высокий уровень заболеваемости?
– Общая проблема района – не хватает кадров: ветврачей, ветфельдшеров, санитаров, специалистов по искусственному осеменению, зоотехников по племенной работе. Только СПК «Птицесовхоз «Скатинский» и свинокомплекс «Уральский» обеспечены специалистами. Нет их совсем в Захаровском и Обуховском СПК, КФХ Мурзалинова, «Алехино».
Где взять специалистов?
– Сергей Ильич, а сейчас вопрос к вам: в чём причина кадрового дефицита?
– Во всех хозяйствах у нас сложная обстановка и с главными специалистами, и средним звеном. Специалисты уходят на пенсию, а замены нет. Раньше молодая семья приезжала на работу в село – им сразу давали ключи от квартиры. А сейчас нет даже временного жилья, к тому же низкий уровень соцкультбыта не устраивает молодёжь. Получается: нет жилья – нет новых кадров.
И ещё: многие специалисты приезжают, начинают работать и не выдерживают трудностей. Сегодня относительно благополучно выглядит в этом плане СПК «Скатинский». Но через некоторое время и там возникнет такой вопрос, так как притока свежих сил нет.
– Как же решается эта проблема?
– В основном – через совмещение обязанностей. Например, бригадир иногда бывает и зоотехником, и осеменатором, и ветфельдшером. Работу выполняет как может, на своём уровне, отсюда и болезни скота, и низкий выход телят, нарушение технологии содержания, кормления. Пока объём работы небольшой, справляются, стоит только увеличить поголовье – начинаются проблемы.
К нам обращались из сельхозакадемии с просьбой провести встречи со школьниками. Мы организовали беседы, показ видеороликов. А в результате всё равно на животноводческое направление никто не пошёл учиться. В следующем году, надеюсь, приедут молодые специалисты. Так ведь есть другая сторона вопроса: всем руководителям хочется, чтобы специалист был опытный. Но где такого взять? Никто из своего хозяйства добровольно не отпустит опытного, грамотного специалиста. Можно, конечно, повышать уровень своих работников – к примеру, хорошую доярку выучить на осеменатора или бригадира. В этом году предлагали курсы, но тоже никто не поехал.
– В редакцию звонят люди, обеспокоенные положением дел в Захаровском СПК. Как вы можете прокомментировать сложившуюся в хозяйстве ситуацию?
– Там на сегодня 401 голова крупного рогатого скота, из них 251 корова. Острая нехватка кадров, слабая материально-техническая база. Трудно сказать, смогут ли они продержаться зиму… Но настрой у оставшегося коллектива есть.
Пока материал готовился к печати, в редакции раздался очередной телефонный звонок:
– Муж работает в Захаровском СПК. С 26 сентября не выдают зарплату. Раньше хоть хлеб давали, теперь и этого нет. Мы попросили мешок зерна – отвечают: нет ни хлеба, ни зерна. В перестройку и то было лучше. Как нам жить?
Надо сказать, что попытки встретиться с председателем СПК «Захаровский» журналистами уже предпринимались. Но А.М. Щипачёв уходил от разговора и встреч, объясняя отказ наличием карантина на территории.
После тревожного звонка мы отправились в Захаровку, тем более, что, по словам З.М. Сапкуловой, карантин ни в районе, ни в отдельных территориях не объявлялся.
На ферме нас встретили довольно настороженно. Люди подтвердили, что денег, действительно, они не видят второй месяц, все работающие в долгах. Причём началось это сравнительго недавно, летом зарплату какую-никакую платили.
Ясно одно: проблем в хозяйстве немало, специалистов не хватает. По словам начальника управления АПК В.Г. Полушина, кормов в Захаровском хозяйстве в этом году заготовлено недостаточно, себестоимость молока – 13,6 руб. за литр, а цена реализации – 12,5. Раз кормов мало, следовательно, мало молока, нет окупаемости производства, значит, нет возможности выплатить зарплату.
Комментарии, как говорится, излишни.
Галина ШИПИЦЫНА.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»