День бездомного человека
Илья ЗЫРЯНОВ
Начиная с 2017 года, в последний месяц холодного сезона, в России проводят социальные акции, призванные помочь людям, оказавшимся на улице, и привлечь внимание общественности к этой проблеме. С такой инициативой выступили фонд «Нужна помощь» и благотворительная организация «Ночлежка». В 2021 году утвердилась и конкретная дата мероприятий – 30 марта.
Для нашей территории эта проблема не столь характерна, как для мегаполисов, где и зародилась идея акции. Там для бездомных организованы пункты питания и выдачи одежды, с ними работают большие команды волонтёров и так далее. Однако нищие бродяги встречаются и у нас, к сожалению. Помощь им оказывают в Комплексном центре социального обслуживания населения.
– В 2022 году к нам обратились пять человек без определённого места жительства, а также четыре гражданина, вернувшиеся из мест лишения свободы, – рассказывает заместитель директора Центра по социальным вопросам С.А. Фертикова. – Прежде всего, мы провели опрос и социальную диагностику, чтобы выяснить, в чём именно они нуждаются, проконсультировали по вопросам предоставления социального обслуживания, как в государственных, так и негосударственных учреждениях, обеспечили одеждой и обувью, бывшей в употреблении. Четырём гражданам оказаны услуги по обеспечению временным жильём на базе модульного здания, расположенного в селе Скатинском (в нём граждане могут проживать от пяти до семи суток – прим. ред.). В здании две комнаты для проживания с двухъярусными кроватями, кухня с холодильником, микроволновой печью и посудой, санитарная комната, оснащённая душевой кабиной, стиральной машиной. Но питание только за свой счёт. За время проживания трём гражданам было оказано содействие в прохождении медицинской комиссии для зачисления их на социальное обслуживание в отделение временного проживания.
Ещё одному гражданину оказалось достаточно пяти суток, чтобы определиться с дальнейшим местом жительства. Это молодой человек, вернувшийся из мест лишения свободы. Отмечу, что трудоспособным гражданам в Комплексном центре помогают найти работу – при необходимости оформляют временную регистрацию.
Обстоятельства, при которых люди оказываются на улице, – самые разные. В прошлом году в пункте временного проживания были оказаны услуги женщине, у которой сгорело жильё – первое время она ютилась у знакомых. Сотрудники Комплексного центра помогли ей восстановить документы, в том числе справку о группе инвалидности. Поскольку она одинока и нуждается в постоянном уходе, ей обеспечат постоянное проживание в интернате.
Помощь бездомным оказывают как по их личному обращению, так и по обращению сотрудников различных служб – полицейских, медиков и прочих. Специалисты Центра тесно сотрудничают с некоммерческими организациями, предоставляющими услуги гражданам без определённого места жительства и занятий, помогают найти приют – в церковных учреждениях, к примеру, сотрудничают с епархией.
Однако зачастую люди сознательно отказываются от предложенной помощи, даже находясь в очень трудной жизненной ситуации. Берут пожертвованные тёплые вещи и возвращаются жить в подвалы, теплицы, автобусные остановки. Либо пользуются пунктом временного проживания лишь сезонно – шесть месяцев один раз в год, как это позволяет законодательство. А пережив зиму, уходят на улицы.
Сейчас в отделении временного проживания на социальном обслуживании – 23 человека из 25 возможных. И лишь в двух случаях речь идёт о лицах без определённого места жительства. Остальным гражданам просто требуется постоянный уход. В некоторых ситуациях – это передышка для родственников. А кто-то вообще одинок и в дальнейшем будет определён на постоянное проживание в стационарное отделение в посёлке Октябрьском или другой дом-интернат.
В Комплексном центре мне рассказали массу примеров, когда люди предпочитали бродяжничать, даже имея жильё. Я же вспоминаю историю, услышанную из первых уст лет 13 назад в годы учёбы на худграфе.
Во время пленэра у здания ДЮСШ ко мне подсел очень неопрятный на вид мужчина средних лет. Представился Серёгой. Денег поначалу не просил – ему, видимо, нужен был собеседник в первую очередь. И таковым вынужденно оказался я.
На улице Серёга жил уже шесть лет, по его словам. В холодную погоду ночевал в открытых подвалах многоэтажек, на вокзалах и в заброшках, а летом – где придётся. Мотался с приятелями чуть ли не по всей области. Иногда промышлял рыбалкой, но по большей части жил на милостыню.
Самое удивительное в этой истории, что у Серёги в Камышлове жила родная сестра, с которой он был прописан в одной квартире. В Богдановиче жила тётка с семьёй, ещё какие-то родственники были в Пышме. Но ни с кем из них этот бедолага не хотел ни общаться, ни тем более вместе жить. Однако больше всего ему претила необходимость работать. Начав учиться на электрика, он техникум в итоге бросил.
– Человек приходит в этот мир не для того, чтобы вкалывать от зари до зари до самой смерти, – философствовал Серёга. – Вот ты сейчас студент, какая у тебя жизнь? Учёба – дом. Потом будет работа – дом. Семья, кредиты бесконечные. А потом – всё. Так и жизни-то настоящей не увидишь.
О том, что он сам видел в жизни, я спрашивать не стал. Спорить с ним, судя по всему, было бесполезно, да и не хотелось. Но моё уже устоявшееся представление о бездомных людях как о непременных заложниках жизненных обстоятельств тогда сильно пошатнулось. Денег Серёге я так и не дал.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Такую картину наш фотокорреспондент Андрей Зайков заснял на набережной в Санкт-Петербурге. У нас такие люди, хоть и реже, также встречаются.
© Редакция газеты «Камышловские известия»