Пт, 2 Окт. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
25 ноября 2011, 18:00

На приеме у врача



Как работается медикам в современным условиях

Главная тема: мир человеческих взаимоотношений

Ирина ВЕРЗИЛИНА.

Опрос, проведенный компанией MAR Consult в крупных городах РФ, показал, что более 80 процентов жителей не ходят к врачу при каждом заболевании. Основная причина – нежелание посещать муниципальную клинику из-за больших очередей, низкого качества обслуживания, некомпетентности врачей и сложностей с записью на прием, такой ответ дали 35 процентов опрошенных. На эти же причины указывали жители Камышлова и района, обращаясь с жалобами в администрации и Думы. На октябрьском заседании городской Думы депутаты рекомендовали главному врачу ЦРБ И.В. Закачуриной провести учебу с медперсоналом по этике общения с пациентами и улучшить качество обслуживания населения.

В последнее время нападки на медицину инициируются в СМИ, в Интернете и на голубых экранах активно выступают представители Лиги защиты пациентов, обвиняя медиков в непрофессионализме, коррупции, плохой организации работы с больными. И все попытки врачей разъяснить ситуацию общественность встречает в штыки, даже людей, которым действительно помогли доктора, обвиняют в корысти.
А кто выслушал сестричек и докторов? Кто поинтересовался, как им живется и работается? Кто знает, как они себя чувствуют в конце рабочего дня? Мы попробовали узнать об этом. Пошли в нашу поликлинику, ходили, смотрели, разговаривали с пациентами, медработниками, встретились с заведующей этим отделением ЦРБ и, кажется, нашли ответы на некоторые вопросы.

Неизжитый дефицит

Итак, есть две основные проблемы. Во-первых, кадры. Дефицит врачей ощущается ежедневно, люди в больнице работают буквально на пределе. Поликлиника нуждается в специалистах, владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний. В каких областях их особенно недостает? Достаточно посмотреть на статистику заболеваемости и смертности: сердечно-сосудистые, психические, глазные, эндокринные, онкологические заболевания. Многие из узких специалистов являются единственными на город и район.
На сегодняшний день, чтобы закрыть кадровый голод, требуются неврологи, психиатр, эндокринолог, окулист, лор-врач, терапевты, педиатры, онколог. Где их взять? В медакадемии учиться много желающих, но не все выпускники возвращаются в Камышлов. После семилетнего обучения новоиспеченный врач, без стажа и с самой низкой категорией, будет получать невысокую зарплату. Высшую категорию, к примеру, дают только после 10 лет работы. Естественно, молодежь уходит из профессии или оседает в Екатеринбурге, пристраиваясь в многочисленные фармфирмы.
Молодого специалиста необходимо «приманивать» к работе в Камышлове. 30 лет назад проблема не была так обострена. Начинающие врачи приезжали к нам по распределению из разных областей, им по возможности предоставлялись квартиры, места в детском садике для детишек. Словом, обеспечивалось достойное настоящее. Сейчас подобного нет.
Следующая причина – недостаток времени. По нормативам, утвержденным министерством здравоохранения, на прием одного пациента терапевту отводится 12-13 минут, с учетом того, что на трех впервые обратившихся в среднем бывает два повторных (на них уходит меньше времени). Реально же получается, что за 14-15 минут врач едва успевает толком побеседовать с «первичным», осмотреть его, оформить амбулаторную карточку, назначить лечение, рассказать о режиме, диете. Но и эти нормативы не выполняются, особенно в осенне-зимний период, когда много простудных заболеваний, и за смену проходит по 50-60 человек. Население страны стареет. Это значит, что на приеме у врача увеличивается доля людей пожилого и старческого возрастов. У них много болезней, они часто плохо слышат, медленно двигаются и соображают.
Вызовы на дом: летом их не очень много, а зимой на участке бывает по 10-20. По стандарту на домашний вызов отводится 30 минут, а на деле? Ежедневно узкий специалист должен выполнять плановую нагрузку: уролог, например, принимать 24 человека, окулист – 28, невролог – 27. Реально же каждый кабинет перевыполняет норму на 15-20 процентов. Причем помимо приема, узкий специалист в городе и районе осматривает нетранспортабельных больных на дому, консультирует в отделениях ЦРБ. Никто не отменял также прием «стационарников», диспансеризацию. Количество бумаг неимоверно растет, и доктору приходится, чтобы их заполнить, оставаться после «уроков».

По программе госгарантии

В таком кадровом и временном цейтноте медработники стараются работать в рамках «Территориальной программы госгарантии оказания гражданам РФ, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи», где даются разъяснения относительно сроков прохождения исследований, диагностико-консультативной специфике. В документе разъясняется, как упорядочить работу поликлинической службы. Читаем: «при оказании первичной медико-санитарной помощи допускается наличие очередности для плановых больных на прием к врачам основных специальностей (терапевту, педиатру, хирургу, акушеру-гинекологу, стоматологу), но не более двух дней, к врачам узких специальностей – не более двух недель».
В нашей поликлинике на прием к врачам основных специальностей пациент заходит в тот же день, даже если нет талонов, врачи принимают сверх нормы. «Сроки выдачи номерков к узким специалистам стараемся выдерживать, – поясняет зав. поликлиникой Т.М. Устьянцева, – но если форс-мажорные обстоятельства, время сдвигается до месяца. В случае необходимости отправляем пациента на бесплатную консультацию в Асбест, Екатеринбург. Практика показывает, что к узким специалистам идут люди, которые вовсе не нуждаются в приеме у них. Почему-то люди не хотят понять, что узкий специалист – это консультант, а не лечащий врач. Лечат терапевт, педиатр, врач общей практики. И если диагноз установлен, нет ухудшения здоровья, не требуется коррекции в лечении, значит, нет надобности в узком специалисте. А когда появится необходимость, направит на консультацию к нему врач первичного звена. В поликлинике трудятся 13 терапевтов, и если появляется хотя бы один экстренный больной, сразу меняется график приема у того же невролога. Выдержать его становится нереально. Появляются очереди. Это жизнь. Все рассчитать невозможно».
В поликлинике я не раз слышала недовольство жителей по поводу очередей на анализ крови, УЗИ. Но и здесь очередность на основные лабораторные исследования не превышает двух недель, функциональной и рентгенологической диагностики – одного месяца, как и предусмотренно госгарантиями. Введена так называемая талонная система, и пациент знает заранее день и час прохождения исследования. В экстренных и неотложных случаях больные принимаются сразу. В среднем лаборатория по забору крови (работа которой зависит от пропускной способности анализаторов) принимает 250 человек, плюс внеплановые больные: готовящиеся к операции и «неотложные» пациенты.

Читайте также:  Вручим «Сертификат вежливости»

А мы сами с усами

А теперь о грубости и агрессии. Нет-нет, не врача (хотя это тоже имеет место быть!), а пациентов. Наблюдаю. Идет прием. 10 минут прошло как пациент зашел к врачу. Очередь заволновалась. Прошло еще 5 минут. Что тут началось! Все рвутся в дверь, кричат, что им тоже срочно надо на прием. А один здоровый мужик в драку полез. Впору полицию вызывать. Кстати, вызывали, и не раз, чтобы утихомирить дебоширов.
И кто еще защитит медиков от хамского отношения? Ведь в отличие от пациентов, у медработников нет Лиги защиты. Психологи утверждают, что если в присутствии специалистов кто-то проявляет грубость, хамство, то они могут сделать ошибки при выполнении своих обязанностей. Так что выгоднее: спокойное, уважительное выяснение отношений или хамское, оскорбительное поведение?
А когда пациент все-таки попадает на прием, то оказывается, что он уже сам себе диагноз поставил и лечение назначил. И с порога заявляет: хочу такие-то анализы сдать и такие-то лекарства выписать. А начинает врач спрашивать, что беспокоит, то слышит в ответ: «Я сам все знаю, что со мной, дайте рецепт и направление на обследование». Ну тогда давайте снова почитаем программу госгарантий, где черным по белому написано: «лабораторно-инструментальные методы исследования гражданам предоставляются при наличии медицинских показаний и в соответствии с принятыми стандартами обследования по данному заболеванию».
Складывается впечатление, что понятие «бесплатная медпомощь» странным образом развращает людей, и они считают, что медики им чем-то обязаны. А раз так, то можно оскорблять, издеваться, унижать, желать смерти их родным и детям, а если пациент сам запустил свою болезнь и недоволен, какие лекарства назначены для лечения, можно и угрозы в ход пускать, самая невинная из которых: «Я буду на тебя (именно на «ты») жаловаться». И, вероятно, пресловутая «бесплатность» приводит к тому, что медики выезжают на необоснованные вызовы на дом, а «скорая» не успевает туда, где в ней действительно нуждаются.
«В последнее время, – говорит Татьяна Михайловна, – люди стали чересчур агрессивными и не хотят следовать правилу: буду относиться к человеку так, как хотел, чтобы относились ко мне».

Послесловие

Мне кажется, что в большинстве своём люди болеют от того, что их души полны искаженного восприятия окружающего. Обиженные требуют отмщения, наказания, продолжают источать яд, даже когда им пытаются «причинить» добро врачи. Ни один доктор не вылечит, если пациент сам не захочет. Поэтому и отрицательных отзывов о работе докторов больше. Довольный и счастливый стремится к позитивности в своей жизни. Поликлиника плохо работает? Может быть, но это проблема медицины нашей страны вообще, и, думается, что камышловские медики в этом виноваты меньше всего.

Фото Андрея Зайкова.

Продолжение темы следует…

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: