Имя в истории
Мал Камышлов по сравнению с другими городами, но историю имеет славную, и люди, так или иначе причастные к истории города, достойны того, чтобы мы знали о них больше и подробнее.
К 300-летию Камышлова впервые был выдвинут кандидат на звание почетного гражданина. Этой чести удостоилась Александра Петровна Кузнецова – заслуженный учитель, замечательный просветитель, неугомонная общественница, считающая святым долгом отдавать землякам все свои знания, все тепло своей души. С 1968 года выдвижение на звание почетного гражданина в нашем городе стало регулярным, хотя и не ежегодным. За 44 минувших года в городе появилось еще 13 человек, носящих это звание.
Экскурс в историю
Но знаете ли вы, что до революции тоже была такая традиция. И мы намерены на страницах «ЛЧ» рассказать о гражданах, носящих это звание. Начнем рассказ с Евгения Васильевича Богдановича – фигуры значительной, человека заметного, яркого, многогранного. Только прежде поясним читателям, откуда пошла эта традиция титуловать жителей. Сведения находим на сайте Музея истории Екатеринбурга (А.В. Беркович. «Почетные граждане Екатеринбурга»).
«Словосочетание «почетный гражданин» россияне впервые услышали в середине XIX века. 10 апреля 1832 года император Николай I специальным манифестом учредил сословие почетных граждан по своему общественному статусу, занимавшие положение между дворянством и купечеством. Как и дворянство, почетное гражданство было личным и потомственным.
В потомственное гражданство возводились дети личных дворян, священники, купцы, награжденные орденом или состоящие в 1-й гильдии более 20 лет.
Совсем иное значение имело почетное гражданство в Европе. Во многих городах муниципалитеты, если хотели отметить заслуги перед городом какого-то человека, возводили его в почетные граждане. Российские города получили такую возможность только во 2-й половине XIX века. Как разъяснялось в правительственных документах, оно «не было связано с каким-либо законом, установленными правами и преимуществами», а служило лишь выражением благодарности и уважения городского общества».
В дореволюционное время это звание имели более двух тысяч человек. Среди них и камышловцы. Но речь сейчас пойдет не о камышловце, а о человеке, оставившем след в истории нашего города и всего Зауралья.
Генерал Богданович
В Камышловском музее в ряду с другими портретами почетных граждан выставлен и портрет Е.В. Богдановича, имеется краткая биографическая справка. Сведения о его жизни и деятельности можно найти и в книге «Камышлов. Город старинный – провинции остров», в другой литературе по истории уральских городов.
Есть в этих источниках разнобой с датой рождения. В одних значится 1828 год, в других — 1832, а в материале из Википедии (свободной энциклопедии) дата рождения 26 февраля 1829 года. С датой смерти расхождения небольшие. Генерал умер в 1914 году в октябре (в другом источнике – в августе), в Ялте. Уже шла первая мировая война, и по магистрали, которая появилась благодаря стараниям генерала Богдановича, уже шли эшелоны с новобранцами с Урала, Сибири, Дальнего Востока.
Каким он был, генерал Богданович, чье имя присвоено небольшой узловой станции Аверино? С портрета смотрит на нас суровый человек с пышными бакенбардами, высоким лбом, внимательным взглядом. Золотые эполеты, грудь в орденах и медалях.
Строки биографии
Е.В. Богданович родился в старинной дворянской семье в Херсонской губернии. После учебы в морском кадетском корпусе стал кадровым офицером Российского флота. Из биографических справок узнаем, что служил он гардемарином на Черном море, затем мичманом на Балтийском. Накануне Крымской войны назначен адъютантом Новороссийского генерал-губернатора. Во время Севастопольской кампании поручик Богданович отличился быстрой постройкой моста для перевозки военных грузов через реку Днестр в Бендерах и умелой организацией помощи раненым.
В 1861 году Богданович уже в чине полковника служит в министерстве внутренних дел при графе С.С. Ланском. Ему поручают сложные и ответственные дела. Одно из таких поручений – поездка на Урал с целью усмирения взбунтовавшихся рабочих Вятской и Пермской губерний. Краевед Анатолий Пискарев пишет в газете «АиФ — Урал»: «Два месяца он занимался этим делом, а вернувшись в столицу, подал тогдашнему министру внутренних дел не только отчет, но и записку, в которой изложил, что единственным и надежным средством к предупреждению подобных событий и голода в Уральском крае будет постройка железной дороги из центральных районов России к Екатеринбургу и далее до Тюмени и Кургана, в края, богатые хлебом, и предлагал свой проект».
Фантастический проект
«Министерство финансов, — пишет А. Пискарев, — приняло во внимание проект Е.В. Богдановича. Однако тяжелое финансовое положение после отмены крепостного права не позволило начать его воплощение. Постройка требовала около 30 млн. рублей».
Чтобы возбудить интерес к этому фантастическому проекту, Евгений Васильевич пишет статью в журнале «Современная летопись». И снова отправляется на Урал, чтобы найти людей, заинтересованных в проекте, готовых помочь и силами, и финансовыми вложениями. Таких людей он находит: это купец Михаил Нуров и Альфонс Поклевский-Козелл. К ним присоединилось купечество, торгующее на Ирбитской ярмарке. Купцы избрали депутацию, которая отвечала за дальнейшее продвижение вопроса. А они не тянули время, подали Всеподданнейший адрес императору Александру II, где писали: «К столицам твоим, государь, мы доставим немалые богатства и сами оживем твоей щедростью». Можно сказать, что сделав ставку на купечество, Евгений Васильевич поступил прозорливо. Купцы стали главными инвесторами строительства Уральской железной дороги.
В 1878 году регулярно стали ходить поезда от Перми, через Лысьву, Гороблагодатскую на Нижний Тагил, а далее через Невьянск на Верх-Исетский завод до Екатеринбурга. В 1885 году пошли от Екатеринбурга до Тюмени. В 1887 году — до Челябинска.
Снова обратимся к работе краеведа А. Пискарева, он цитирует газету «Уральская жизнь» за 1897 год: «Там, где раньше нельзя было продать 500 мешков муки, теперь сбывают десятки вагонов». Железная дорога благотворно повлияла на жизнь Урала. Разбудил паровозный гудок и наш провинциальный город. Ну а что же генерал Богданович? Как складывалась судьба его дальше?
«Шестнадцать лет продолжалась моя разработка проекта «Сибирской железной дороги, — вспоминал, будучи уже в солидном возрасте, генерал, — и эти работы всегда были чужды личных видов и интересов. Может быть, именно оттого дорогою интересовалась вся Россия и даже Западная Европа». Кстати, он выступил в 1875 году в Париже на международном географическом конгрессе с докладом «О Великом Сибирском торговом пути «Париж-Пекин» и получил награду. Наверное, кому-то это казалось фантастикой, но дорога есть. И поезда Москва-Пекин идут через наш город. А помните вояж англичан на паровозе от Ла-Манша до Владивостока? Может, по этой дороге проезжали и потомки генерала, если таковые остались.
Был ли в Камышлове?
По некоторым данным, у Е.В. Богдановича был один сын, Николай, но 11 декабря 1905 года его убил крестьянин-эсер Катин в Тамбове. Сын генерала занимал пост вице-губернатора. Покушение было организовано тамбовским комитетом партии эсеров. Два брата Е.В. Богдановича погибли во время Севастопольской кампании, еще один брат — в Чечне во время Кавказской войны. Жена Александра Викторовна (урожденная Бутовская) была хозяйкой светского салона.
Правда, интересный факт узнаю из книги «Кто в имени твоем» о городе Богдановиче у авторов Виктора Климова и Виталия Клепикова. «Документов о его доуральском прошлом сохранилось, увы, крайне мало. Из справочника «Кто есть кто в Санкт-Петербурге» узнаем, что у полковника МВД (где он не служил уже 20 лет — авт.) квартира на Литейном проспекте, две дочери и сын в Тюмени». Не ошибка ли здесь? Ведь сын, как мы узнали из других источников, убит в Тамбове, а о дочерях вообще больше нигде ничего нет!
В 1879 году, когда на Урале строится по его проекту дорога, Е.В. Богданович – староста Исаакиевского собора. Издал много описаний святых мест и жизнеописаний наиболее чтимых святых, издавал журналы «Кафедра Исаакиевского собора» и «Кафедра Андреевского собора» (совместно с отцом Иоанном Кронштадтским), предпринимал путешествия по России, сопровождавшиеся массовой раздачей издаваемой им литературы.
Вообще он был не лишен литературного дара. Им написан ряд сочинений военного характера: «Гвардия русского царя на Софийской дороге, 12 октября 1877 года», «Стрелки императорской фамилии», «Россия на Дальнем Востоке».
А еще Е.В. Богданович являлся одним из создателей в России речной противопожарной охраны. За что города Харьков, Рыбинск и Муром избрали его почетным гражданином. Следовательно, он был почетным гражданином не четырех, а семи городов. У читателя возникает вопрос: бывал ли Богданович в Камышлове? Да, если верить данным все той же Википедии, где сказано, что у генерала во время строительства были квартиры в Екатеринбурге, Камышлове и Тюмени.
Елена ФЛЯГИНА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»