В городе, где самый маленький музей и самый большой поднос в России
Елена МАРКОВА
В середине октября Свердловская организация российского профсоюза работников культуры организовала обучающий семинар для молодёжного совета обкома. Кто основной участник? Молодые библиотекари, театральные деятели и работники СМИ области.
Для начала нас окунули в теорию, наиболее интересный семинар оказался о расследовании несчастных случаев на производстве. Если вам интересна эта тема, пишите, и мы осветим её на страницах газеты.
Итак, заполненный новыми записями блокнот закрыт, мы усаживаемся в автобус и отправляемся в Нижний Тагил, где нас ждёт глубокое погружение в культуру и историю города.
АпАРТе
Я люблю театр и потому стараюсь посещать спектакли приезжих артистов из Москвы и Ирбита. Некоторые постановки глубоко зарываются в бездонные просторы памяти, а порой посмотришь и забудешь. Ничего особенного от конкурса молодых актёров «АпАРТе» не ждала. А зря!
Красивый фасад с лепниной в стиле «сталинский ампир», на фронтоне – фигуры, олицетворяющие Труд, Науку и Искусство, зеркальное фойе и уютный зал с расписным потолком, а самое главное – удивительно талантливые актёры на сцене. Таким представился драматический театр Нижнего Тагила, посещение которого организовал нам профсоюз.
Происходящее на сцене просто поразило! Каждый выход актёров, а их было 17, погружал то в тоску и романтизм – одна из конкурсанток, исполняя песню, рисовала песком (изображение транслировалось на экран) историю влюблённой парочки, другая посвятила песню маме, которой с последним аккордом вручила букет цветов (некоторые искренне прослезились от умиления), то в безудержное веселье и радость – чего только стоил эпатажный выход полупанковой группы, взорвавшей зал своей сильнейшей энергетикой. А как красив был детский балет!
Антракт. Все зрители бурно обсуждали увиденное, делились впечатлениями. Атмосфера непередаваемая. Во время второго этапа (монолог) зал всецело принадлежал актёрам, казалось, люди с замиранием сердца следили за происходящим на сцене. Ни одного свободного места, но если бы в зале пролетел комар, его тонкий писк непременно бы услышали. Сильнейшие монологи (одни взяты из художественной литературы, другие написаны драматургами специально для конкурса), прекрасное исполнение, ощущение, будто ты один на один с артистом и веришь ему безгранично.
Побывав один раз на конкурсе «АпАРТе», о нем уже не забудешь. Браво уральским дарованиям из Нижнего Тагила, Первоуральска и Сысерти и организаторам.
Музеи, не высосанные из пальца
Провинциальные музеи похожи друг на друга, но не в Нижнем Тагиле. Мы побывали в трёх: краеведческом, подносного промысла и историко-техническом. Каждый богат историей и имеет свои уникальные экспонаты. Выставочные залы приятно удивляют своей наполненностью и особым оформлением. Из рассказов экскурсоводов мы узнали, что в Нижнем Тагиле находится самый маленький музей (в сторожевой башенке на Лисьей горе) и самый большой поднос (сейчас он находится в краеведческом музее) в России!
Император Александр II
В 1837 году наследник престола решил посмотреть на тагильские заводы. Чем встречать высокого гостя? Организовали на заводе выставку изделий и моделей металлургической промышленности. Император уехал, но выставку не свернули, на её базе открыли «музеум естественной истории и древностей». По сей день он находится в здании, являвшемся пристроем к заводоуправлению, и имеет коллекцию первых заводовладельцев Демидовых, представляет историю края с древнейших времён (любопытно оформлено жилище манси) до 1917 года.
Здесь мы увидели и пушки периода Северной войны со Швецией, и пороховницы, и портреты Демидовых, устройство заводов при их управлении и предметы личных коллекций.
Худояровы и Черепановы
Представители первого семейства прославили Нижний Тагил своей техникой изготовления и росписи подносов, второго – изобретением первого паровоза.
Дом-музей Худояровых похож на художественную выставку, поскольку два этажа заполнены экспонатами расписных подносов. Нижнетагильский завод – первый центр лаковой росписи по металлу (условная дата зарождения – 1746 год). Ярчайшая династия этого промысла – крепостные художники Худояровы. Андрей Степанович изобрёл знаменитый лак, который П.П. Бажов в своих сказах назвал «хрустальным» за его особую чистоту, прочность и прозрачность. В 1990 году состав лака удалось раскрыть, но способ изготовления остался тайной даже для учёных.
Отличительной чертой нижнетагильских клёпаных и кованых подносов являлся яркий фон (краски делали из цветной глины и камней, истирая их в порошок и смешивая с маслом), роспись либо цветочная (в основном рисовали тагильсую розу – вымышленный цветок маховым способом), либо сюжетная (такие подносы воспринимали как картины и украшали стены помещений).
В музее «Дом Черпановых» столько разнообразных экспонатов, что диву даёшься. В основном здесь представлены изобретения тагильских крепостных мастеров. Почётное место занимают макеты первых паровозов, а также велосипеды Артамонова (изобретён в 1800 году), на одном из них мы дружно устроили фотосессию.
Многое достойно внимания, но больше всего впечатлили часы 1775 года Егора Кузнецова. Они имеют несколько механизмов: показывали время суток, фазу луны, восход и заход солнца, календарь «святцы», куранты, до сих пор работает музыкальный механизм (мелодия может играть хоть целый день, звук издаётся тоненький, приятный), а также театральный – миниатюрная модель цеха, где кузнец двигается от печи, берет щипцами предмет и ставит его под грузный молот.
В зале XX века впервые мы послушали и сравнили звучание патефонов, граммофона с огромной трубой и шарманки. Мелодия лилась с треском и шипеньем, но это не помешало представить, как наши перадеды слушали музыку. Есть здесь и коллекция телеграфных аппаратов, передающих сообщения азбукой Морзе, старинные телефоны, телевизоры и многое другое.
На фото: Великолепное исполнение авторской песни Ирины Цветковой никого не оставило равнодушным. Недаром актриса получила приз зрительских симпатий.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
И что, никому не интересна тема расследований несчастных случаев на производстве?
@ ЧЕловек:
Тема,конечно,интересная!Хотелось бы знать как надо расследовать несчастные случаи,а как это делается на производстве в реале многие и так знают.