Творчество Владислава Крапивина – это что-то настолько личное, что трудно писать, но я попробую.
Его имя для меня как культурный код, просто произносишь его и смотришь на реакцию человека: если понимающе кивает, всё, твой человек, слова излишни. Недавно спросила знакомую, которая родилась и выросла на Урале, читала ли она книги Крапивина? Она ответила, что читала что-то по школьной программе. Этот ответ меня обескуражил: как можно Крапивина по школьной программе?! Ведь это же подарок, это только по доброй воле и по любви.
Я счастливый человек, потому что в мою жизнь вплелась философия этого писателя. С его книгами одновременно и взрослеешь быстрее, и остаешься ребенком на всю жизнь.
Думаю, что началось все с «Тополиной рубашки». Мне было лет девять, тянулась за старшим братом, хотела читать его «большие» книги. Хорошо помню, как вошла в текст и обо всем забыла и, кажется, так и прожила в его книгах значительную часть жизни. Возможно, острота переживаний связана с тем, что я жила в маленьком уральском городе, и возраст был тот же, что и у героев, и тополя, и деревянные заборы, и лето.
Следом пошли другие книги, вперемешку, не все было доступно тогда. Особое место заняли повести из цикла «В глубине Великого Кристалла», сейчас уже смутно помню сюжет и подробности, но когда пробегаю глазами названия книг «Застава на якорном поле», «Белый шарик матроса Вильсона», «Лоцман», мурашки и тревога охватывают меня. Читать это было всё равно что думать о Вселенной и ее бесконечности. Силишься понять что-то, кажется, вот уже откроется тебе что-то главное, и нет, уходит, ускользает, нет конца, есть вечное продолжение.
Книги звенели, будоражили и вибрировали. Эти эмоции можно объяснить юным возрастом, когда ты наивен, весь нараспашку. В ожидании сказки.
Долгое время я не перечитывала книги Владислава Петровича. Но у меня подрастают дети, и я задумываюсь, каким образом я буду знакомить их с Крапивиным, хочу, чтобы и они нашли в его книгах поддержку и радость. Начала перечитывать с «Ковра самолета» и «Летчика для особых поручений». Конечно, ощущения уже другие, но очень хорошие и теплые. Я девятилетняя и я тридцатилетняя, конечно, отличаемся друг от друга.
Поняла, что раньше просто пробегала глазами те места, где Крапивин обращается к проблеме неполной семьи или отношениям с отчимом, сводными братьями-сестрами. Сейчас эти места в повествовании меня задели до слез. Я оценила многогранность таланта Крапивина, как смог он чисто и просто донести, рассказать об этом сложном аспекте жизни, безоценочно и так, что каждый для себя сам сделает верные выводы.
В Интернете нашла несколько блогов мам, которые много читают с детьми, в том числе и Крапивина. Там они спрашивают друг у друга, как обсуждать именно эти моменты, посвященные сложным взаимоотношениям в семье. Я улыбнулась, вспомнив, что просто сама это читала, и, пока возраст не пришел, пока не созрела душа, просто пробегала эти страницы, как малоинтересные, зато сейчас останавливаюсь на них и задумываюсь. Не помню, чтобы теребила маму вопросами о том, кто такой отчим и почему бывает так, а не иначе. Это было не главным. Главными были сказка, море, парусники, друзья и лето.
А знакомить своих детей с миром Крапивина начну с чудесной, самой сказочной сказки во всем его творчестве «Чоки-чок, или Рыцарь прозрачного кота». Вот где живет беззаботное, волшебное, доброе и такое настоящее, что можно потрогать.
Много читала до и после Крапивина, но он всегда стоит особняком, ни с кем не смешивается и не перепутывается. Чистое счастье и неизменный Наставник.
Елена ОШИВАЛОВА
© Редакция газеты «Камышловские известия»