Чт, 25 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 25 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Наша школа
29 октября 2019, 16:00

Наша школа



Она была деревянной, неблагоустроенной, но такой родной и уютной…

Смотрю я на современную, светлую, красивую, с небольшими, но очень удобно расположенными классными кабинетами, с музеем и спортивным залом, школу № 7. И вспоминаю нашу – деревянную, неблагоустроенную, без водопровода, тёплого туалета и канализации, но по-прежнему такую родную и уютную, с её двором и большим пришкольным участком, с дровами, которые мы пилили ручной пилой, кололи и складывали сами в поленницы, а потом, будучи дежурными, подносили к печам. В середине двора стоял колодец, воду из которого на все хозяйственные и бытовые нужды, включая поливку сада и огорода, качали вручную, наполняя стоявшие вокруг бочки, ученики дежурившего класса. Туалет с «М» и «Ж» на три отделения, регулярно белёный каждый год к 1 сентября, стоял одиноко и неприметно в дальнем углу двора за сараем. На переменках в любую погоду там толпилась живая очередь.

Все знали о том, что на проводимых Л.А. Прохоровой уроках никакой поблажки никому не будет
Спортзалом нам служила отличная гаревая дорожка, тянувшаяся вдоль бесконечной магистрали железнодорожного пути, с разметкой километража «хоть до самой Москвы». Дополнительно у нас были и свои отметины – первый ров, второй ров, первая будка, вторая будка. Озеро «Байкал» было летним «залом» для культурно-массовых мероприятий. А зимой – хорошо накатанная лыжня вдоль вечнозелёных железнодорожных посадок. У школьных ворот стояли два турника и брусья, на которых постоянно кто-нибудь да крутился.

В самые сильные морозы приходилось заниматься в узком школьном коридоре, где на время урока физкультуры наш литератор и русовед Николай Матвеевич Дианов, прошедший всю войну, торжественно, как будто совершая какой-то важный обряд или ритуал, подвешивал в проёме неуклюжие гимнастические кольца и громоздкую самодельную перекладину. Большой вклад в спортивное развитие школы внёс молодой физрук Анатолий Иванович Дулесов, пришедший в 1963 году. Но я при нём учился всего лишь один год.

Стадиона почему-то у нашей школы не было, хотя места на большом пришкольном участке было предостаточно. На территории площадью в два гектара руководила всем хозяйством, не жалея своих сил, наш биолог – Наталья Тимофеевна Фомина, женщина энергичная и неутомимая. Жила она в маленьком домике напротив школьных ворот и всё своё время посвящала детям и школе. Под чутким вниманием и опытным руководством Натальи Тимофеевны без всяких теплиц у нас на участке росло всё, начиная от невиданных в то время патиссонов, кабачков, диковинной формы тыкв, перцев, разных сортов яблок и разнообразных садовых цветов, до всех видов ягод. Здесь мы получали свои первые навыки по трудолюбию и ведению домашнего хозяйства, садоводства и огородничества, учились любить землю и зелёный мир. Кроме того, она преподавала химию, географию и зоологию. В старших классах мы ходили на уроки труда в мастерские первой школы, где обучались столярному и слесарному делу, что пригодилось нам в нашей дальнейшей жизни.

Школа № 7, наши дни
Мир математики в школе принадлежал преподавателю от бога, Людмиле Абросимовне Прохоровой. Она объясняла учебный материал так просто, доступно и понятно, буквально «разжёвывая» его нам, что недовольных никогда не оставалось. Как-то ей задали вопрос с подвохом: может ли ноль быть равным единице? На что Людмила Абросимовна ответила: «Конечно, нет, но ежели вы желаете этого, то могу доказать вам обратное». Исписав мелкими цифрами две классные доски, она подвела в конце итог, что ноль равен единице. «А теперь ищите ошибку». Ошибку, одновременно, но не сразу, нашли первыми двое из самых умных математиков нашего класса Славик Гридюшко и Саша Менухов. На вид оба одинакового маленького роста, оба большеголовые (сразу видно, что ума много!) и оба на год моложе нас, так как пошли в первый класс шестилетками.

Читайте также:  Хранитель школьной истории

Одинаково строгая со всеми на уроке, на переменке Людмила Абросимовна могла запросто посидеть, побалагурить, рассказать какую-нибудь интересную и забавную историю, посмеяться наравне вместе со всеми. Но все знали о том, что на проводимых ею уроках никакой поблажки никому не будет. И если у тебя появилась в журнале пятёрка, значит, ты действительно достоин её, и труд твой оценён по праву.

…«Несчастная» половина была обеспечена жирными корявыми «колами», поставленными некогда перенёсшей ранение рукою
Русский язык и литература в нашем классе были в ведении Таисьи Михайловны Томиловой, очень строгого и серьёзного преподавателя. Иногда, при отъезде на сессию, её заменял Николай Матвеевич Дианов, и ребята, отлично зная его слабые стороны, пользовались этим. С самого начала, как только он заходил в класс, ему сразу же задавался какой-нибудь каверзный вопрос на военную тему. Об этом-то Николай Матвеевич любил посудачить и мог рассказывать бесконечно разные байки и фронтовые истории, особенно при такой активной поддержке нашей аудитории. И так длилось весь урок, а в конце всегда был плачевный финал. За десять минут до перемены весь класс был «проэкзаменован» и поделён на две половины. «Счастливчики» имели в журнале и дневниках аккуратные пятёрки, а «несчастная» половина была обеспечена жирными корявыми «колами», поставленными некогда перенёсшей ранение рукою Николая Матвеевича. Средних оценок он никогда не признавал.

Вышедшая после окончания сессии Таисья Михайловна всегда была в шоке от такой «сортировки» знаний у её подопечных. Но зато как красиво он читал стихи о нашей уральской природе! Это надо было слышать!

Прозвали его Мужик за простой и весьма скромный вид, никак не сочетавшийся с его профессией
А самым простым и самым добрым из преподавателей у нас считался наш классный руководитель, тоже математик, но ведущий у нас физику, Владимир Николаевич Юрьев, носивший прозвище Мужик. Прозвали его так за простой и весьма скромный вид, никак не сочетавшийся с его профессией. Бывший боевой офицер, фронтовик, демобилизовавшийся из армии в звании капитана, он частенько ходил в полувоенной форме, сочетая костюмный пиджак с простыми хэбэшными солдатскими брюками и кирзовыми сапогами. С ним можно было поговорить о чём угодно и на совершенно посторонние темы. И очень было жаль, что, выпустив наш класс, Владимир Николаевич, уважаемый всем коллективом человек, ушёл из нашей школы.

В конце хочется сказать огромное спасибо всем нашим дорогим учителям за то, что они не жалели ни сил, ни времени для того, чтобы привить нам всё самое нужное, самое необходимое и полезное для нашей дальнейшей жизни.

Сергей УСТЬЯНЦЕВ
Фото из архива школы № 7.
На фото. Так выглядела школа № 7 в 60-е годы.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.