Она была деревянной, неблагоустроенной, но такой родной и уютной…
Смотрю я на современную, светлую, красивую, с небольшими, но очень удобно расположенными классными кабинетами, с музеем и спортивным залом, школу № 7. И вспоминаю нашу – деревянную, неблагоустроенную, без водопровода, тёплого туалета и канализации, но по-прежнему такую родную и уютную, с её двором и большим пришкольным участком, с дровами, которые мы пилили ручной пилой, кололи и складывали сами в поленницы, а потом, будучи дежурными, подносили к печам. В середине двора стоял колодец, воду из которого на все хозяйственные и бытовые нужды, включая поливку сада и огорода, качали вручную, наполняя стоявшие вокруг бочки, ученики дежурившего класса. Туалет с «М» и «Ж» на три отделения, регулярно белёный каждый год к 1 сентября, стоял одиноко и неприметно в дальнем углу двора за сараем. На переменках в любую погоду там толпилась живая очередь.
Все знали о том, что на проводимых Л.А. Прохоровой уроках никакой поблажки никому не будет
В самые сильные морозы приходилось заниматься в узком школьном коридоре, где на время урока физкультуры наш литератор и русовед Николай Матвеевич Дианов, прошедший всю войну, торжественно, как будто совершая какой-то важный обряд или ритуал, подвешивал в проёме неуклюжие гимнастические кольца и громоздкую самодельную перекладину. Большой вклад в спортивное развитие школы внёс молодой физрук Анатолий Иванович Дулесов, пришедший в 1963 году. Но я при нём учился всего лишь один год.
Стадиона почему-то у нашей школы не было, хотя места на большом пришкольном участке было предостаточно. На территории площадью в два гектара руководила всем хозяйством, не жалея своих сил, наш биолог – Наталья Тимофеевна Фомина, женщина энергичная и неутомимая. Жила она в маленьком домике напротив школьных ворот и всё своё время посвящала детям и школе. Под чутким вниманием и опытным руководством Натальи Тимофеевны без всяких теплиц у нас на участке росло всё, начиная от невиданных в то время патиссонов, кабачков, диковинной формы тыкв, перцев, разных сортов яблок и разнообразных садовых цветов, до всех видов ягод. Здесь мы получали свои первые навыки по трудолюбию и ведению домашнего хозяйства, садоводства и огородничества, учились любить землю и зелёный мир. Кроме того, она преподавала химию, географию и зоологию. В старших классах мы ходили на уроки труда в мастерские первой школы, где обучались столярному и слесарному делу, что пригодилось нам в нашей дальнейшей жизни.
Школа № 7, наши дни
Одинаково строгая со всеми на уроке, на переменке Людмила Абросимовна могла запросто посидеть, побалагурить, рассказать какую-нибудь интересную и забавную историю, посмеяться наравне вместе со всеми. Но все знали о том, что на проводимых ею уроках никакой поблажки никому не будет. И если у тебя появилась в журнале пятёрка, значит, ты действительно достоин её, и труд твой оценён по праву.
…«Несчастная» половина была обеспечена жирными корявыми «колами», поставленными некогда перенёсшей ранение рукою
Вышедшая после окончания сессии Таисья Михайловна всегда была в шоке от такой «сортировки» знаний у её подопечных. Но зато как красиво он читал стихи о нашей уральской природе! Это надо было слышать!
Прозвали его Мужик за простой и весьма скромный вид, никак не сочетавшийся с его профессией
В конце хочется сказать огромное спасибо всем нашим дорогим учителям за то, что они не жалели ни сил, ни времени для того, чтобы привить нам всё самое нужное, самое необходимое и полезное для нашей дальнейшей жизни.
Сергей УСТЬЯНЦЕВ
Фото из архива школы № 7.
На фото. Так выглядела школа № 7 в 60-е годы.
© Редакция газеты «Камышловские известия»