После службы в армии вместе с друзьями я уехал в Свердловск и поступил на курсы экскаваторщиков. После их окончания два года отработал в Свердловске, за это время набрался опыта, в родной Камышлов приехал специалистом пятого разряда. Было это в 1974 году.
Работу по специальности нашел в ДСУ-3, которое занималось строительством дорог не только на территории района, но и соседних. Помню свой первый объект. Работали в Ирбитском районе, неподалеку от деревни Лаптевой. Рядом — карьер для взятия грунта для сооружения земляного плотна. Карьер был песчаным, и работать в нем было одно удовольствие, больше в моей жизни таких не случалось.
В семидесятые годы объемы у дорожных строителей были огромные, на устройство дорожного полотна требовались тысячи кубометров земли, поэтому частенько был занят две смены подряд. Но устали не знал. Да и заработать хотелось, ведь вскоре я женился, родились две дочки. Экскаватор был тяжелый, весил 40 тонн. Чтобы лопата землю захватила, рычаги приходилось держать с усилиями. А грунт был тяжеленный. Порой создавались опасные для жизни ситуации. Например, неподалеку от деревни Зайковой в том же Ирбитском районе. Высота стенки в карьере должна быть 6 метров, а там достигала в отдельных местах 8-10. Лопата землю захватывала больше снизу, поэтому машина вглубь уходила, а над ней козырек образовывался. Тяжелый грунт пробить сложно, поэтому глыба земли в несколько кубометров отваливается и летит прямо по стреле лопаты. Однажды она была настолько большой, что я еле успел про себя подумать: «Все, кранты!». Глаза закрыл, но ком земли в сторону немного ушел и соскользнул по лопате. Видно, в «рубашке» родился.
Часто от натуги и перегруза трос рвался, а он 30 метров длиной. Приходилось останавливаться, чтобы его на место поставить. Легче стало работать, когда погрузчики стали использовать. Экскаватор нагребет ему земли, тот погрузку в машины ведет. Потом на подмогу пришли специальные бульдозеры с клыками, которые землю рыхлили и мельчили. Грузить их экскаватору было легко, от этого производительность увеличивалась.
Если строители были заняты на дорогах в сезон, то разработка карьеров велась круглый год. Добывали землю даже с помощью взрывов. В холодное время года управление запасало материалы для сезонного строительства, поэтому возле будущих трасс росли конусы щебенки. Экскаваторщики на сооружение конусов привлекались в первую очередь. Именно в это время я освоил второй вид тяжелой дорожной техники — бульдозер. На нем иногда приходилось работать на базе, где велась выгрузка материалов из железнодорожных вагонов.
В 1991 году предприятие получило экскаваторы румынского производства с гидравлической лопатой. Вот тут-то почувствовал облегчение. Машина была более совершенна, легка и удобна в управлении. На рычаги не надо было давить с огромной силой. В ДСУ № 3 работал до его расформирования, последние пять лет тружусь в ООО «Камышловский дорожник», и все на экскаваторе. Как-то подумал: сколько же тысяч кубометров земли пришлось перелопатить? Арифметика проста: за смену надо было вывезти из карьера более тысячи кубов грунта. На экскаваторе я работаю 37 лет.
…Если бы начать трудовую биографию сначала, я бы снова выбрал свою специальность. Это настоящая мужская работа.
Валерий МАШКОВЦЕВ, экскаваторщик ООО «Камышловский дорожник».
Фото Андрея ЗАЙКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»