Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
02 декабря 2009, 18:00

Не шумят над Шумками березы



Автор материала знаком читателям по публикациям в газете, а как краевед Николай Степанович Гобов известен и за пределами нашего района. Своей жизнью, многолетней работой на ниве просвещения он заслужил уважение односельчан. Настоящий сельский интеллигент, не привыкший успокаивать свою совесть позицией «моя хата с краю», он не может смириться с нерадостными процессами, происходившими и происходящими на сельских территориях, а борется с ними по-своему — сохраняя и сберегая частицу своей малой Родины через память. Н.С. Гобов создал прекрасный музей — гордость района, только мучают Николая Степановича нерадостные мысли: не придет ли пора, когда перешагнуть его порог станет некому? И в то же время, как каждый россиянин, в глубине души все равно надеется на перемены, на то, что обратится взор высшей власти на беды сел, деревень и малых городов. Есть нацпроекты, есть программы, даже такая, как «Живи, уральская деревня». Так зачем же дело стало? Быть или не быть деревне, поразмышляй, читатель, а если болит душа, напиши нам.

Любовь ГИЛЕВА.

Начало трагедии
Трагедия деревень — одна из печальных страниц в истории России, в том числе и нашего края. Я в этом убедился, работая со статистическими материалами Свердловского областного и Камышловского районного архивов для рукописи «Малая родина».
В 1908 году на территории Кочневского сельского совета, состоящего из пяти населенных пунктов, проживало 4075 человек (без учета деревень Большая и Малая Аникины, переданных в состав вновь образованного Зайковского района в 1924 году). Это почти столько же, сколько проживает в Галкинском поселении в 2009 году. В 20-е годы ХХ века появляются пять «выселок» (Ключи, Малозерка и др.), в них жили переселенцы в основном из деревень Кочневского сельсовета. Просуществовав 35-40 лет, они «скончались» во второй половине 60-х и в первой половине 70-х годов.
А начало трагедии деревень, на мой взгляд, положено в 30-е годы, в период коллективизации (создания колхозов), тогда же начались массовые репрессии (в одной только Ерзовке репрессировано 18 человек). Свою долю внесла война. В годы Великой Отечественной из 600 на нее призванных кочневцев 350 погибли, а смертность среди оставшихся в тылу значительно превышала рождаемость.
Послевоенные и последующие годы не менее трагичны. Чтобы улучшить экономическую и демографическую ситуации, реформаторы от сельского хозяйства пошли на реорганизацию колхозов в совхозы, что для Кочнево стало спасением, но временным. Если в 1961 году в населенных пунктах сельсовета проживало 1816 человек, то в 1975 году численность населения уменьшилась до 1379. За этот период окончательно исчезают с лица земли шесть населенных пунктов: все выселки и деревня Шумки (например, в Ключах проживало в 1951 году 60 человек, а в Шумках — 180). Значительно поредели Желонки (с 1978 года они в составе села Кочневского), Мельникова и Ерзовка вошли в разряд «неперспективных» деревень.
За полвека, как свидетельствует статистика (начиная с 1959 года), разрушилось (от ветхости, пожаров, вывоза за пределы) 720 жилых домов,
30 продолжают разрушаться. На планах населенных пунктов крестиками отмечено 750 мест, на которых когда-то стояли жилые дома. Даже в центральной части Кочнево видны разрушенные и разрушающиеся дома с бывшими приусадебными участками и огородами, заросшими бурьяном.
Удручающе выглядит Мельникова, когда-то красивая и добротная деревня заросла бурьяном, в 1908 году в ней проживало 757 человек. А нынче торчат лишь уцелевшие от последних пожаров остатки строений, и нет в ней больше постоянных жителей.
Но следует справедливо заметить о положительных моментах в жизни села, например, о массовом строительном буме в Кочнево с 6 декабря 1988-го по март 1992-го, когда Кочневский совхоз стал продовольственной базой Свердловского предприятия ПО «Автоматика». Только жилых домов (в основном одно- и двухквартирных) было построено 120, или 275 квартир, но 45 из них нынче разрушены. Как после пожара, выглядят два 12-квартирных дома, остались одни стены да крыша над ними.

Земля больше не кормилица?
В лихие 90-е годы прошлого века и в начале нового непродуманные реформы негативно сказались и продолжают влиять на социально-экономическую жизнь села. Об этом говорят цифры. Всегда земля была кормилицей селян. Только не в нынешнее время. Если в 1988 году бывший совхоз «Кочневский» имел 9060 гектаров сельскохозяйственных угодий (в том числе 5463 га пашни), то в 2009 году нынешние сельхозпредприятия ООО «Виктория», фермерские хозяйства «Дмитриево» и «Белозерцево» располагают суммарно 2460 гектарами (в том числе 2350 га пашни).
В 1988 году в сельском хозяйстве было занято 400 человек, а в 2009 году — 40. С уверенностью можно сказать, что благополучие селян держится ныне на женских плечах. В бюджетных учреждениях села трудятся свыше 120 человек (из них мужчин только 10). Частично население работает на небольших предприятиях: МУП «Водоканал», в торговле, лесном хозяйстве, у фермеров, свыше 80 кочневцев ездят на работу вахтовым способом в Екатеринбург, Камышлов и другие города. Очень много еще незанятых жителей, живущих на случайные заработки или личным подворьем.
Количество огородов и численность скота значительно поубавились в хозяйствах местных жителей по причине дороговизны в затратах и дешевизны в сбыте продукции. Если в совхозе «Кочневский» в 1982 году было 3555 голов крупного рогатого скота (в том числе 482 коровы), то к 2009 году от бывшего совхоза остались лишь остатки разрушенных корпусов животноводческих ферм.
Печальна и демографическая ситуация. За последние
50 лет численность населения Кочневского сельсовета уменьшилась почти в два раза, а число детей школьного возраста — в четыре раза! С 1993 года смертность ежегодно преобладает над рождаемостью. За девять месяцев 2009 года умерло 20 человек, а родилось только четыре. Около 200 человек, прописанных на территории сельсовета, проживают далеко за его пределами. Юноши, отслужившие срочную службу, выпускники профессиональных образовательных учреждений, за редким исключением, уезжают в поисках работы из Кочнево, а раньше было наоборот. В беседе с ними выясняется, что абсолютное большинство из них снимают частное жилье, за которое приходится платить все возрастающие суммы денег. Ипотечные кредиты — редкое и малодоступное для сельского человека явление.

Читайте также:  Сенокос

Ждет деревня перемен
Если говорить о качестве жизни — однозначно не скажешь. С одной стороны, возросло число владельцев легковых (в основном подержанных) автомобилей, стационарных телефонов, появилась сотовая связь, персональные компьютеры, Интернет. А с другой стороны, растет и число малоимущих.
События перестроечного периода (ваучеризация, акционирование, приватизация, реформирование жилищно-коммунального хозяйства) негативно сказались на большинстве жителей села, как и монетизация льгот, исходя из значительного удаления Кочнево от города. Сократилось число благоустроенных квартир (с 70 до 15), в том числе из-за дороговизны центрального отопления. Думаю, что в связи с предстоящей монетизацией льгот в ЖКХ число благоустроенного жилья будет и дальше сокращаться. И здесь село может быть отброшено к 60-м годам ХХ века.
С правом на отдых тоже не все обстоит благополучно. С ностальгией вспоминается то время, когда в период каникул и отпусков старшеклассники школы на заработанные в производственной бригаде деньги, а педагоги по профсоюзным путевкам могли путешествовать по родной стране и даже за рубеж. С 1993 года не найдешь у нас примера путешествий: слишком дорогое удовольствие даже для педагога.
С 90-х годов в Кочнево не построено ни одного жилого дома. Безработица, пьянство, безысходность среди определенной части жителей приводят к их деградации.
В то же время за последнее десятилетие за счет бюджетных средств построен мост через реку Лягу, заасфальтированы части двух улиц в Кочнево и дорога до Ерзовки, улучшена дорога до кладбища. Большие средства вложены в капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений образования, культуры и здравоохранения. Свое обустройство ведут предприятия связи, торговли и другие.
Это положительные моменты, надо, чтобы таких становилось больше. Очень хорошее дело — создание закупочного кооператива «Синергия», такие предприятия необходимы сельской местности. Остались на кочневской земле и замечательные труженики во всех отраслях — в культуре, сельском хозяйстве, образовании. Эти силы надо объединять для возрождения деревни. Несмотря на весь негатив, все равно не хочется думать о ее гибели.

Николай ГОБОВ, краевед.
Фото Андрея ЗАЙКОВА.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: 2 комментария
  1. Р. В. А.ика:

    Куда исчезли слова Деревня, Село? Куда исчезла культура сельского земледелия? В селе становятся городские квартиры, со всеми планами. И нужно только с меньшими силами производить продукцию, что бы хватило вей России.

  2. Вадим:

    В деревнях уже всё продано что можно было продать, что не продано, пропито колхозниками!

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.