Сельское производство
Все сельхозпредприятия и крестьянско-фермерские хозяйства района в начале июня завершили посевные работы. Следующий этап – гербицидная обработка посевов (своего рода химическая «прополка»), контроль состояния техники после весенних нагрузок, подготовка к сенокосу и первому этапу уборки.
В СПК «Обуховский» посевная закончилась 31 мая, это на 5-6 дней позже обычных сроков. Каждый год в хозяйстве засевают около 1000 гектаров яровых, нынешний не исключение. Эта площадь традиционно занята зерновыми (пшеница, овёс, ячмень), однолетними травами и многолетними беспокровными.
Руководитель СПК «Обуховский» Н.С. Ялунин рассказал об итогах посевной и жизнедеятельности сельхозкооператива.
– В этом году, – говорит Николай Семёнович, – сроки сева из-за погодных условий сдвинулись на неделю, но в целом в привычный график укладываемся. Земля была холодная, не позволяла начать ранний сев. Семенами ежегодно сами себя обеспечиваем. Согласно новому законодательству, семенной материал должен соответствовать кондиционным параметрам. По качеству (чистота, всхожесть) наши семена требованиям отвечают полностью, но в основном все нерепродукционные. Закупили нынче только овёс первой репродукции.
Посевную провели в обычном режиме. Осенью зябь вспахали почти всю, весной влаги было достаточно, посевы развиваются удовлетворительно. Объём площадей остался на уровне прошлого года. Хотя в этом году взяли в аренду дополнительно 400 гектаров, будем увеличивать посевной клин, уходить от мелкоконтурности. Поля у Мостовой, Леготино в обработке неудобны: площадь участков пашни небольшая, много переездов, мостиков, проток, болот – это в итоге повышает себестоимость продукции. Правда, земли, которые арендуем, полностью заросшие, захламлённые – в середине поля щебень, шифер, доски. Вот технику подремонтируем и начнём поднимать. Часть оставим под пары, а часть, возможно, засеем озимыми.
– Как у вас обстоит с техникой? Парк обновляете?
– Технику не покупаем – цены очень высокие. Так что эта составляющая пока пробуксовывает. Латаем старую, тратимся на ремонт. Это, конечно, не самый лучший путь, но пока так. В целом парк состоит из 12-ти тракторов, двух зерноуборочных комбайнов и шлейфа прицепной сельскохозяйственной техники. За последние 3-4 года приобрели посевной агрегат, зерноуборочный комбайн «Дон-1500» и на вторичном рынке – трактор МТЗ-82. Техники хватает для наших объёмов, хотя обновление, конечно, нужно. Сегодня любой механизатор мечтает работать на новой машине, старая не выдаёт требуемых параметров. А это отражается на производстве и производительности.
В идеале, по стандартам лучших сельхозпредприятий России, каждый механизатор должен засевать до 1000 гектаров. Тогда можно говорить о благополучии в сельском хозяйстве. У нас получается на одного тракториста около 200 га. Нынче на посевной работало пять механизаторов.
Вообще в государстве наблюдается расхождение между словами и делами. Везде говорят, что надо поддерживать малый бизнес, что он наше будущее. А на селе, наоборот, он чахнет, потому что программа государства направлена на развитие крупных агропромышленных предприятий. Сегодня практически нет технических субсидий. Если занимаешься молочным производством, покупку оборудования субсидируют. В растениеводстве ситуация сложилась такая: небольшим потребкооперативам, личным подсобным хозяйствам могут дать субсидию на приобретение малосильной техники (тракторы до 90 л.с., косилки, грабли и прочее), для крупного бизнеса есть субсидии, например, на тракторы мощностью более 200 л.с. А середины нет. Нам, к примеру, мощные тракторы не очень нужны (да и покупать одну машину за 5-8 миллионов рублей – это роскошь), мощности малой техники – недостаточно. Самим, без поддержки, что-то купить практически невозможно. Так что пока не представляю, как будет дальше.
– Но перспективы для развития тем не менее есть?
– Мы находимся в санитарно-защитной зоне минерального источника. Поэтому какая-то реконструкция, какое-то новое строительство на этом месте совершенно невозможны.
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйстве небольшое, кормами (силос, сенаж, сено) обеспечиваем себя в основном сами, частично ещё и продаём. Если развиваться, увеличивать молочное производство, нужно переносить постройки за пределы этой зоны. Но вопрос – за счёт кого? Если так сложилось, что изначально организовано производство на этом месте, а минеральный источник нужно охранять, пусть государство принимает участие, тогда можно было бы и переезжать, и строить, и расширять. Это невнимание чувствуется сегодня во всём. Получается, что господдержка селу не улучшается, а постепенно ухудшается.
– Сегодня везде говорят о кадровой проблеме. Вы с ней как справляетесь?
– С каждым годом она всё острее. Причём в основном – с механизаторами. Те, что в возрасте, уходят на пенсию, молодёжи нет. Даже выпускники Камышловского гуманитарно-технологического техникума не хотят работать в сельском хозяйстве. У нас ежегодно практику проходят 2-3 человека, говорят, что нравится, но на постоянную работу устраиваться не хотят. А в нашем случае проблема с кадрами ещё более обострена, так как рядом город. Специалистов тоже не хватает.
Ещё, как у всех, проблема с жильём. Допустим, работает молодой специалист, надо бы ему закрепиться на месте, а жильё отсутствует. Нет такого подхода, какой был раньше, при социализме: молодой механизатор приезжал – ему давали однокомнатную квартиру. Финансовой возможности строить нет, ипотека очень дорогая, то есть этот вопрос вообще не решается.
Но всё равно пытаемся держаться на плаву. Используем систему стимулирования работающих по результатам выполненного объёма и качества работ. Есть разовые премии, есть ежемесячные – в зависимости от выработки нормо-смен. На полевых сезонных работах эта система действует постоянно.
Вот так и живём – хвалить нас особенно не за что, но держимся на одном уровне. Считаю, работаем более-менее стабильно, стараемся.
Галина ШИПИЦЫНА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»