С какими показателями и проблемами подошли к нему заводчане
1 ноября исполнится 54 года со дня основания Камышловского ЭТЗ. Накануне Дня завода мы встретились с руководителем предприятия А.В. МОКИНЫМ.
– Андрей Викторович, своеобразные итоги года мы традиционно подводим к дню рождения завода. Каков был 2014 год?
– Ситуация на заводе, как, впрочем, и в промышленности в стране, нельзя сказать, что слишком хорошая. Падение объёмов производства есть, но не такое значительное. К концу года выходим примерно на 92-93% к уровню 2013 года. Мы проделали большую работу по снижению себестоимости продукции и по приведению численности сотрудников в соответствие с теми объёмами, которые у нас будут. Оптимизация численности, я думаю, к 6 ноября закончится.
Несмотря на трудный период, мы продолжаем вкладывать инвестиции в производство. В этом году завершим три инвестиционных проекта. Во-первых, строительство склада – пристроя к новому гальваническому цеху. Во-вторых, программу водоподготовки. На сегодня две скважины, которые находятся в разделе «техническая вода», переведём в «очищенную воду», чтобы наша технология по гальванике не зависела от не самой качественной камышловской воды. И начали большой инвестиционный проект по демонтажу старого цеха гальваники и строительству нового производственного корпуса площадью 1400 кв. м. Это – дополнительные площади для расширения инструментального участка. Также здесь будет организован цех по изготовлению аккумуляторных батарей.
Кроме того, в этом году мы направили порядка 32 млн. рублей на приобретение нового оборудования в третий цех, в котором производство наиболее трудоёмкое. Сделали наливные полы на заготовительном и сварочном участках. Так что, несмотря на все проблемы, деньги в производство мы вкладываем.
– Не вызовет ли внедрение нового оборудования сокращение рабочих мест?
– В основном это металлообрабатывающие станки с ЧПУ (числовым программным управлением), на которых уже должен работать не просто токарь или фрезеровщик, а оператор, имеющий навыки работы с компьютером, построения и чтения чертежей. Будем либо переучивать людей, либо принимать новых операторов. Конечно, любое внедрение новых технологий влечёт за собой освобождение людей. И этот процесс не остановишь. Ещё достаточно много ручного труда, поэтому, я думаю, что какого-то массового сокращения это за собой не повлечёт. Но практика показала, что с вводом оборудования с ЧПУ освобождаются один-два рабочих. И этот процесс необратим, потому что любое высокоточное оборудование требует высококвалифицированных кадров. И у нас иного пути нет.
На заводе практически полностью обновился состав конструкторов, технологов, это молодые, деятельные специалисты. Эти люди создают будущее завода. А все новые разработки, материалы, технологии могут делаться только на современном оборудовании. Это жизнь, и технологии мы всё равно будем постепенно обновлять.
– Как сказалась на производстве четырёхдневная рабочая неделя?
– Начиная с июля, все производственные цехи и участки работают в режиме пятидневной рабочей недели. Четырёхдневный режим сохранён только для обслуживающего персонала и для инженерно-технических работников отдельных категорий. Но это связано только с тем, чтобы максимально сократить наши издержки. Некоторые подразделения, такие, как цех № 5 по выпуску модульной продукции, цех № 1 по выпуску шкафов и стативов, цех № 2 по выпуску реле и блоков, уже зачастую работают по субботам. Хотя переход на четырёхдневную рабочую неделю – мера непопулярная, но, во-первых, это позволило не так резко сокращать численность, во-вторых, привело к снижению расходов на производство, в-третьих, у людей хотя бы сохранилась какая-то уверенность.
Сказать, что весь завод полностью перейдёт на пятидневную рабочую неделю, я, к сожалению, сегодня пока не могу. Так как портфель заказов у нас формируется достаточно сложно. ОАО РЖД не разрешили поднимать тарифы, и у него такой прибыли, как в прошлые годы, просто нынче нет. Замораживаются какие-то инвестиционные проекты, вопросы нового строительства. Если на 2015 год программа по освоению БАМа и ТрансСиба будет продолжена нашим правительством, то, соответственно, у нас появятся и заказы.
– Каковы перспективы на ближайшее будущее?
– Мы полностью освоили всю продукцию Санкт-Петербургского электротехнического завода, и с этого года мы единственный завод в стране, который выпускает всё реле и блочную продукцию. Первый цех у нас выпускает шкафы батарейные, предназначенные для резервного питания на постах ЭЦ, МАПах, переездах, и эти батареи мы закупаем. С вводом нового участка будем наши шкафы комплектовать своими аккумуляторами. Будем поставлять шкаф и набор батарей. На модули ЭЦ-ТМ, которые мы выпускаем, тоже ставим запасное питание, батареи, которые сегодня закупаем. А будем поставлять более комплектную, более качественную продукцию.
Второй путь нашего развития – наши конструкторы и технологи много работают по модульной линейке, очень много наработок, которые претворяем в жизнь. Задача на сегодня – расширить рынок, не только выступать с нашими модулями ЭЦ-ТМ, а делать из них пункты обогрева, пункты механика, бытовые помещения, чтобы они могли служить в качестве строительных городков. Мы надеемся, что БАМ всё-таки будут строить, и наши жилые модульные конструкции будут востребованы как временный рабочий городок.
Полное освоение Санкт-Петер-бургской продукции (а мы её выпускаем ещё не весь год) принесёт нам дополнительно 150-170 млн. рублей. Это немалые деньги плюс новые рабочие места.
– Какую-то дополнительную продукцию, товары народного потребления планируете выпускать?
– Мы можем много что выпускать. Вопрос в том, как зайти на рынки, которые забиты пусть не всегда качественными, но дешёвыми и востребованными товарами народного потребления. Терять рынки всегда легко, а занимать – тяжело. Мы анализировали наши технологические возможности; нам нужно работать на той нише, где у нас либо не было бы конкурентов, либо где мы могли бы выставить конкурентную продукцию.
– Вопросы импортозамещения вас не коснулись?
– ОАО РЖД никогда сильно не выходило на импорт, а если и есть у РЖД и у нас контракты с «Бомбардье», «Алкатель» и «Сименс», то одним из их условий была локализация производства на территории России. Так что нас это почти не коснулось, вся элементная база была основана на отечественной технологии, нам в этом плане повезло.
– Что делается для сотрудников в социальном плане?
– В этом году принят социально направленный коллективный договор. Может, ситуация немного и парадоксальная: вроде на заводе не так всё хорошо, а социальные льготы мы не только сохранили, но в некоторых моментах даже увеличили. Больше предусмотрено мер социальной поддержки.
Всё так же проводятся летняя и зимняя спартакиады, весенний турслёт, День железнодорожника, День завода, соревнования по стендовой стрельбе, хор «Реченька» у нас поёт. Уже начинаем готовиться к 55-летию завода. На сегодня ветеранов у нас 700 с лишним человек, совет ветеранов под руководством Е.П. Ёлкиной очень подвижный, это мощная сила. Наша молодёжь активна во главе с Александром Бердниковым.
Пользуясь случаем, поздравляю ветеранов и работающих с Днём завода. Много в завод вложено, много людей здесь трудится, много у нас славных традиций. Хочу сказать спасибо за ваш труд, за терпение, за понимание нынешней ситуации. Может, не всегда у нас всё гладко, но тот дух ЭТЗ, тот патриотизм, который всегда присутствует в коллективе, я думаю, помогает нам в любые нелёгкие времена. С праздником!
Сергей ОЗОРНИН
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
А эти старинные здания разве не относятся к памятникам старины?Кто-то вроде хотел сохранить старинный облик города.