– Не признаю я государственные праздники, – сказал один мой знакомый в разговоре о ноябрьских датах. – К чему этот пафос, громкие речи о единстве, когда каждый сам по себе на самом деле?
И его мысль понятна – в стремлении любым способом отстоять свою точку зрения люди часто переходят всякие границы. Вот и праздник, названный Днём народного единства, с момента своего появления в 2005 году остаётся предметом споров на всех уровнях – от правительственного до кухонного. Одни приветствуют отмену Дня Октябрьской революции 1917 года, считая его датой памяти великого краха нашей страны. По мнению других, 7 ноября гораздо важнее новоиспеченных праздников, созданных с целью вычеркнуть из памяти советское прошлое. В этом году споры ещё более накаляются, ведь Октябрьской революции исполняется 100 лет, а день переворота остаётся будним и рабочим. Но так ли важна политическая подоплёка, когда речь идёт о всечеловеческих ценностях?
«Всё новое – это хорошо забытое старое» писал французский литератор Жак Пеше. День народного единства хоть и считается молодым праздником, на самом деле имеет долгую предысторию. В 1649 году царь Алексей Михайлович Романов объявил 4 ноября (22 октября по старому стилю) государственным праздником – днём Казанской иконы Божией Матери. Посвящён он был памяти событий 1612 года, когда войско ополченцев под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского взяло штурмом Китай-город и освободило Москву от польских захватчиков, положив конец смутному времени. В руках ополченцев была Казанская икона Божией Матери, которая и стала символом праздника. Отмечать эту дату прекратили лишь при советской власти – слишком уж тесно она была связана с церковными традициями.
Примечательно то, что в составе русского войска в те дни были представители разных вероисповеданий, сословий и национальностей. Перед общим врагом все стали едины, проявив мужество и героизм.
Илья ЗЫРЯНОВ
© Редакция газеты «Камышловские известия»