Студентка Мария Колясникова – о учёбе в медицинском вузе.
Илья ЗЫРЯНОВ.
– Хочу стать профессионалом какого-нибудь дела. Чтобы всё получилось в профессии, – делилась планами золотая медалистка Обуховской школы Мария Колясникова шесть лет назад. Сейчас она на шестом курсе Уральского государственного медицинского университета, без пяти минут педиатр и целеустремлённо движется к своей мечте.
Студентка шестого курса Уральского государственного медицинского университета Мария Колясникова: «Одно из ярких воспоминаний моего детства – холодный фонендоскоп врача, который прослушивал мои лёгкие. Сейчас я сама работаю с детьми и стараюсь держать его под одеждой, чтобы он всегда оставался тёплым».
– Меня впечатлило, насколько сложно устроен человек, – говорит Мария. – Не знаю, кто нас создал, но всё продумано до мелочей. Каждая клетка, молекула, атом – на своём месте. Мой интерес тогда подогревал папа – давал мне первые уроки анатомии на тушах быков. Рассказывал, что где находится, какие функции выполняет. С помощью насоса показывал, как работают легкие – варварство, на первый взгляд, однако на этом стоит медицинское образование.
На окончательное решение Марии повлияла фельдшер Елена Михайловна Дюкова, к которой та однажды заехала в Шипицынский ФАП. «А как насчёт профессии врача-педиатра?» – спросила она тогда девятиклассницу.
Родители к такому выбору отнеслись с гордостью и в то же время с тревогой: удастся ли вытянуть столь сложную программу? И оказались правы – поступить было очень тяжело. Многие её будущие одногруппники несколько лет занимались с репетиторами – преподавателями этого же университета – и показывали лучшие результаты. Ещё тяжелее было уехать из семьи и родной деревни Колясниковой в большой город.
Но уже к концу первого семестра Мария освоилась и со сверстниками училась на равных. Среди них оказалась подруга раннего детства – Даша Ширыкалова из Захаровки. Маленькая группа из 11 человек стала дружной семьёй, началась бурная студенческая жизнь.
– Мне посчастливилось жить в общежитии, и на второй или третьей неделе нас посвящали в студенты, – рассказывает Мария. – Мы с завязанными глазами пытались нащупать дверной ключ в ёмкости с какими-то органами. Сопровождалось это комментариями старшекурсников: «Ребята, аккуратно, не повредите, мы их в анатомичке взяли». Потом выяснилось, что лежала там картошка, макароны и ещё какие-то склизкие продукты, разведённые водой. Но в темноте и на эмоциях очень легко перепутать.
– А как насчёт настоящих органов и крови, не пугает? – спрашиваю я.
– Обмороки на занятиях – это норма, – говорит собеседница. – Поначалу как-то ещё переживали по этому поводу, пытались первую помощь оказывать. Но сейчас уже не обращаем на такое особого внимания: ну упал и упал, полежит немного – встанет. Некоторые первокурсники теряют сознание от детского крика, специфических запахов или вида вправляемой кости. Я к таким вещам уже не восприимчива.
По словам Марии, первые три года она почти не выходила из общежития и учебных корпусов – загруженность была полная: латынь, анатомия, физиология, биохимия, фармакология. Пригодились знания и навыки, полученные на уроках ИЗО и вышивки в Обуховской ДШИ, – когда надо сделать зарисовку увиденного в микроскоп, быстро зашить сухожилие, сосуд, нерв или рану.
С четвёртого курса началась практика. А уже через год Мария Колясникова сдала экзамен и стала работать медицинской сестрой в Областной детской клинической больнице. Она признаётся, что до сих пор ориентируется в Екатеринбурге исключительно по карте больниц, в которых ей доводилось бывать по учёбе и работе. Всего их около десятка.
– Перед тем как идти к первым пациентам, мы учились друг на друге, – рассказывает Мария. – Накладывали гипс, тренировались брать кровь, собирались в общаге перед зачётом и перкутировали печень, выслушивали сердце. Это всегда весело. В нашей группе трое юношей, и все практические навыки сдаются на них, потому что парня проще раздеть. На зачётах это здорово упрощает задачу, ведь накануне вечером мы тренируемся на этом же самом человеке. Знаем, что вот от этого шрама у Дениса начинается печень, а вот здесь точкой отмечена селезёнка, потому что её чрезвычайно сложно перкутировать. Ну и прочее в таком духе.
Кроме учебных занятий и работы в ночные смены, Мария участвует в подготовке ежегодных театрализованных представлений ко Дню белого халата. А ещё занимается организаторской деятельностью. Она председатель секции неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Научного общества молодых учёных и студентов университета.
Минувшим летом из-за пандемии и загруженности врачей поликлиник Мария месяц работала в отделении онкологии областной детской клинической больницы. На сегодняшний день она помогает в отделении плановой хирургии. С марта прошлого года студентов перевели на дистанционное обучение, стало легче совмещать работу и учёбу.
– Сейчас появилось много противников вакцинации. Какого ты мнения на этот счёт?
– Я сторонник доказательной медицины, а она не раз доказывала необходимость вакцин, – говорит Мария. – Как только появится возможность, я пойду ставить прививку, хоть уже и переболела коронавирусом. У меня поставлены все прививки по календарю и никогда не было с этим проблем.
– Не возникало ли желание и заняться чем-то другим?
– Нет. Но оно появляется у некоторых в конце обучения. Это переломный момент, когда нужно определиться, что дальше. Есть даже шутка, что будущие врачи до последнего момента не знают, кем они будут работать. Потому что непонятно, куда ты сможешь поступить. И хорошо ещё, если чётко знаешь, какую именно специализацию хочешь получить. Я, к счастью, определилась, и не исключено, что приеду работать в Камышлов. Но до этого ещё долго. В нашем университете существует традиция. Когда на шестом курсе сдаёшь первый госэкзамен, первокурсник вырезает для тебя большую букву «В» и наклеивает на окно твоей комнаты. По итогу четвёртого госа на окне должно быть написано «Врач». Это сейчас первостепенная задача.
– Ни пуха тебе ни пера!
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»