Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Одна страна, пять эпох, сотни судеб
07 октября 2018, 16:00

Одна страна, пять эпох, сотни судеб



Проект «Русская поэзия XX века» в Камерном театре.  

Жизнь немыслима без театра. Театральное представление не похоже на кино. Актеры, кружащиеся на сцене, становятся ближе и роднее зрителю. Где-то они поют и танцуют, где-то молчат или выкрикивают громкие монологи. А есть в Екатеринбурге театр, где просто любят читать стихи.

Камерный театр, входящий в состав музейного комплекса «Литературный квартал», совсем небольшой, однако каждый раз собирает полный зал зрителей. Многие приходят сюда постоянно, потому что такого уюта и тепла нет ни в одном театре. Человек чувствует себя не просто зрителем – он как будто бы гость, прибывший на вечерние посиделки со старыми друзьями.

Так и родилась идея у режиссера Дмитрия Касимова создать уникальный проект «Русская поэзия XX века». Сквозь призму поэтического мира зритель наблюдает за историей своей страны, как рождались и умирали эпохи длиной в десятилетие, как разные творцы своего времени шли по пути Поэта.

Над созданием проекта трудилось более 50 человек: артистов, художников, хореографов, фотографов, музыкантов и дизайнеров. Театр предлагает посетить вам пять музыкальных вечеров, наполненных классической и уральской поэзией.

Вечер первый.

«Молодежи 60-х посвящается…»
Бодрая, заводная музыка, яркие воздушные платья и танцы под дождём. Так выглядела «Оттепель». Эпоха свободы и признания. Поэтические строки скандировали на каждой улице, они громко и радостно звучали со всех сторон. Это было счастливое время.

Актёры театра читают стихи Беллы Ахмадулиной, Иосифа Бродского, Роберта Рождественского, Геннадия Шпаликова, Евгения Евтушенко, Вероники Тушновой и Булата Окуджавы. Они и сами преображаются в молодёжь 60-х, которая с интересом обсуждает статьи из газеты «Правда», проблемы политической и культурной жизни СССР.

Танцевальная музыка стиляг не замолкает, она смешивается с русским поэтическим словом. Лишь иногда в зале наступает тишина. Звучат записи из личных дневников и переписок «героев» той эпохи: Эрнста Неизвестного, Сергея Юрского, Татьяны Самойловой и других. Актеры демонстрируют обратную сторону медали. Поэтов признавали на государственном уровне, их любила публика. Но любое отклонение от установленных «советских» рамок осуждалось.

Несмотря на это зритель чувствует весеннее тепло, исходящее от сцены. Режиссёр музыкального вечера не зря выбрал именно это время года. Ведь оттепель наступает в начале весны.

Вечер второй.

«Уральский андеграунд»
Зал закрыт. Сегодня не будет спектакля. Будет квартирник. Зрителей приглашают в небольшой холл, где полукругом расположены мягкие диваны, кресла и стулья. Вместо сцены – окна, заклеенные плакатами с «Кино», «Наутилусом Помпилиусом», и кирпичные стены.

В этот раз гости театра встретились с молодёжью конца 1980-х. Поэтический вечер «Аутсайдеры» – это история о том времени, когда неформальная культура стала выбираться из подполья. Нас погружают в эпоху Свердловского рока, шумных концертов и дружеских посиделок творцов.

На квартирнике у Майи Никулиной собираются уральские поэты. Они пьют, веселятся, играют рок, слушают радио и ждут перемен, о которых пел Виктор Цой. Официальная литература не принимала этих поэтов и музыкантов. Им приходилось издавать книги самостоятельно, записывать пластинки в домашних условиях. Многое не сохранилось и потерялось во времени.

В Камерном театре звучат стихи Виталия Кальпиди, Алексея Парщикова, Александра Еременко, Евгения Касимова, Ивана Жданова, Юрия Казарина, Майи Никулиной и Бориса Рыжего.

Украшение вечера – живая музыка. Барабанная установка, электрогитары, бубны, губная гармошка и песни Цоя и Бутусова.

Вечер третий.

«Последний день империи»
Без внимания Дмитрия Касимова не могло остаться одно из самых значимых событий двадцатого столетия – «Февральская революция 1917 года». Эта эпоха представлена в поэзии Серебряного века и личных переписках Николая II и Александры Фёдоровны.

На одной сцене соединяются два мира. В её центре – пирующая интеллигенция, а на самом краю расположились император и его жена. Все замерли в ожидании. Никто не сомневается, что восстание вот-вот свершится. Только станет ли Россия великой или всё закончится страшно?

Читайте также:  Семейный фестиваль настольных игр «Игра.Fest»

За одним столом собрались Владимир Маяковский, Александр Блок, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Велимир Хлебников, Зинаида Гиппиус, Игорь Северянин, которые декламируют свои стихи и говорят о положении дел в стране, которой почти не стало. Они не чувствуют приближающейся беды. Пир продолжается ровно до того момента, пока в шумную гостиную не врывается холодный февральский ветер.

Второе действие спектакля – прощание. Свет русской интеллигенции загнан на вокзал, их чемоданы выбрасывает за кулисы бешеный рабочий-пролетариат, тем самым изгоняя поэтов из страны. Никто не может поверить в случившееся и с трудом прощается с Россией.

Подходят к концу последние дни некогда великой империи. Время останавливается в тот момент, когда Николай II возвращается в Петербург и отрекается от престола.

Все декорации спектакля выполнены в тёмных, фиолетово-синих тонах, из-за чего даже в зале становится холодно и неприятно. Яркий и тёплый свет исходит только от членов царской семьи. Но когда надежды на будущее не остается, они тоже погружаются в непроглядную темноту.

Вечер четвертый.

«Женская любовь»
Это история о группе ленинградских писателей ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). Даниил Хармс, Александр Веденский, Николай Олейников и Николай Заболоцкий объединились в 20-30-х годах, чтобы совершить настоящую революцию в искусстве. Их изображение действительности было поэтикой абсурда, нарушением логических законов и поиском нового взгляда на литературный мир. Так и начали появляться произведения для детей, которые мы читаем до сих пор.

«Обэриуты» – это воспоминания жён и подруг, которые разделили мгновения счастья и испытание террором, которые сохранили не изъятые и не уничтоженные произведения. Женщины выражают свою бесконечную любовь, благодарят жизнь, что связала их с этими поэтами. Многие писатели умирали в заключении, были убиты, погибали во время войны. Только единицам удалось издать свои книги в 1930-е годы. До второй половины 80-х никто не публиковал запрещённую литературу. Только спустя почти пятьдесят лет страна смогла познакомиться с творчеством поэтов.

События смешиваются между собой. Снова и снова звучат разговоры о поэтической несвободе и о желании вырваться из-под диктата государства. Переплетаются судьбы поэтов с судьбами режиссёра Всеволода Мейрхольда и актрисы Зинаиды Райх. Актёры стремились показать, с каким трудом с какими жертвами искусство пробивалось сквозь цензуру.

Вечер пятый.

«Война идёт кровавым, дымным следом»
Завершающая часть поэтического цикла посвящена событиям Великой Отечественной войны. С самых первых минут мы слышим пение птиц и весёлые голоса девушек и парней. Они играют в «городки», радуясь наступлению жаркого лета. Но все затихает после выступления Молотова по радио 22 июня 1941 года. А дальше начинается война.

Спектакль «Жди меня, и я вернусь…» наполнен страданиями и болью, любовью и утешением, бесстрашием перед смертью и радостью Победы. Зритель смотрит на происходящее сквозь глаза поэта, который прошел блокаду Ленинграда, битву за Москву и Сталинград, Курскую дугу и захват Берлина. Помогают в этом военные стихи и песни, фронтовые письма и личные дневники участников тех событий.

Во время поэтического вечера звучат стихи Александра Твардовского, Ольги Берггольц, Семёна Гудзенко, Елены Ширман, Константина Симонова, Сергея Орлова, Давида Самойлова. И происходит это на фоне постоянной стрельбы, шума ветра, грохота и взрывов. Лишь иногда наступает затишье, когда слышно армейские песни под гитару и гармошку.

Конец войны наступает с приходом весны, когда актёры замирают на сцене и начинают тихо насвистывать подобно соловьям.

Литература XX века оживает на сцене Камерного театра. Каждый желающий может посетить любой из вечеров, чтобы познакомиться с историей своей страны и насладиться прекрасными стихами поэтов ушедших эпох.

Евгения ПОСТНЫХ, студентка факультета журналистики
Фото Geometria.ru
На фото. Сцена из спектакля «Жди меня, и я вернусь».


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.