Обратная связь
При обсуждении статьи «Стань таким, как я хочу» Светлана пишет: «…для меня проблема детского непослушания актуальна. Моей дочке пять лет. Мы с мужем пытаемся с ней «бороться». Но иногда бывают истерики прямо в магазине. Как на нее повлиять, ума не приложу. Может поделится кто советом?».
И у него на это пять причин
Попытаемся разобраться с причинами непослушания, в зависимости от которых должна строиться и реакция взрослых.
Первая причина – возрастные кризисы развития (кризис одного года, 3-х и 7-и лет). Это время перестройки отношений к себе и к миру. Ребенок становится неуправляем, очень часто можно слышать «нет», «не хочу», «не буду», делает все наоборот, настаивает на своем, командует. Если в период кризиса сильно давить на ребенка, непослушание может остаться в характере.
Но это не означает прямого выполнения всех требований ребенка. Можно сказать «Да, я слышу, что ты хочешь, но…». Совершенно правильно ведет себя посетитель сайта kam-news.ru Ната, разговаривая с ребенком и объясняя нецелесообразность, например, покупки. «Если просит что-то очень дорогое, я так и говорю, что если купим это, то нам не хватит на то-то и то-то…».
Вторая причина – недостаток внимания со стороны взрослого. Дети так устроены, что им лучше плохое внимание, чем его отсутствие. Ребенка, который ведет себя неправильно, нужно не отвергать, а приласкать, почитать, побыть с ним (порой достаточно 15 минут).
Третья причина – борьба за власть с родителями. Начиная с двух с половиной лет, малыш часто выясняет, кто главный в семье. Но это не кризис, ребенок хочет навязать свое мнение. Такая реакция должна быть «отбита». В семье нужно установить четкие границы дозволенного, что можно, а что нельзя.
Четвертая причина – отсутствие единства требований, гипер- или гипоопека над ребенком. Взрослым нужно обговорить тактику воспитания и работать в одном ключе.
Пятая причина – физическая усталость. Таким непослушным ребенок может быть после прогулки, вечером, перед сном, во время обеда. Необходимо его накормить, дать отдохнуть, занять спокойными видами деятельности.
«Заезженная пластинка» – во благо
Основное правило при устранении непослушания: не подключаться к эмоциональной волне ребенка. Необходимо не ругать, а переключать внимание, объяснять разными способами много раз, спокойно, в технике «заезженной пластинки». Всегда отрицательно влияет крик. В восточной мудрости говорится: раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Надо найти, за что хвалить, и начать это делать.
Запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда их слишком много и по мелочам, детям трудно усвоить, что можно, а что нельзя. Будьте последовательными в своих распоряжениях. Дав наказание, не отменяйте его. Не злоупотребляйте нотациями и нравоучениями, ребенок не всегда способен понять их. Измените свой словарь, исключив «опять ты упрямишься», «ты делаешь мне назло», используйте фразы, характеризующие достижения ребенка «Я так рада, что ты положил все на место».
Взрослый должен быть готов к плохой реакции ребенка и иметь арсенал различных тактик взаимодействия с ним.
Ирина УСТЬЯНЦЕВА, кандидат психологических наук, преподаватель Камышловского педколледжа.
© Редакция газеты «Камышловские известия»