Год педагога и наставника
Илья ЗЫРЯНОВ
Много тёплых слов мы слышали об учителе начальных классов школы-интерната Татьяне Ивановне Прозоровой. Педагогический коллектив ценит её за высокий профессионализм и душевную щедрость, а родители учеников, достигших успехов в учёбе, даже приносят в редакцию письма со словами благодарности в её адрес.
Недавно мы познакомились с Татьяной Ивановной лично. Сами того не желая, нагрянули как снег на голову – она как раз готовилась к очередному уроку чтения, который должен был вот-вот начаться, и о нашем приезде ничего не знала. Однако проявила удивительную тактичность и доброжелательность. Мы убедились – это педагог, умеющий расположить к себе с первых минут разговора – качество незаменимое, учитывая, с какими детьми Татьяна Ивановна работает.
В городе её знают многие – она преподаёт уже сорок шестой год. Родилась в 1958 году в Галкинском, окончила там школу. Следуя своей детской мечте, поступила в Камышловское педагогическое училище. Первое место работы – вспомогательная школа в Чикуновой, куда молодого специалиста устроили по распределению. Школа была малокомплектной – всего три класса и два учителя. Четыре года Татьяна Ивановна работала там заведующей. Затем вернулись в Камышлов. 11 лет трудилась в школе № 7, после перешла в коррекционную школу. Учреждение это несколько раз меняло адрес – располагалось на улице Кирова, потом в детском доме, пока, наконец, не переехало на учхоз, где находится по сей день.
Заведующая отделом образования Вера Григорьевна Полуяхтова тогда многим рекомендовала учиться на логопедов-дефектологов. Конкурс был большой: из девяти человек от школы поступили всего двое, в том числе Татьяна Ивановна. Она успешно выучилась и с тех пор работает с детьми с особенностями развития.
А вот и сами они входят в класс. Восемь мальчиков и две девочки. Ещё трое – на домашнем обучении. Татьяна Ивановна – их классный руководитель. По стажу она должна быть уже на заслуженном отдыхе, но любимое дело оставлять не хочет. Некоторые дети приходят к ней вообще не говорящими, но в итоге овладевают речью, живут полноценной жизнью, трудятся. Многие продолжают учиться в гуманитарно-технологическом техникуме, в структуру которого входит коррекционная школа. Учатся в Богдановиче, в Екатеринбурге, но продолжают общаться со своим первым учителем.
Если смотреть со стороны, урок в классе Татьяны Ивановны мало чем отличается от обычного. Длится те же 40 минут. Разница лишь в специальных приёмах и технологиях. Ребята много работают с предметами: если развиваются ручки, то развивается и мозг – это давно известный факт. А ещё педагог использует много наглядных пособий, поскольку на слух дети плохо воспринимают информацию.
– В наши дни, к сожалению, у многих ребят есть расстройства акустического спектра, – поясняет Т.И. Прозорова. – Диагноз этот появился недавно, но в нашей школе таких детей много. Они присутствуют в классах, а также занимаются на индивидуальном обучении. Это не всегда означает умственную отсталость. У ребёнка может быть нормальный интеллект, он может обучаться в обычной школе, но иметь некоторые особенности. В конце концов, все мы в той или иное степени особые – хоть дети, хоть взрослые. Когда я работала в межмуниципальной психолого-медико-педагогической комиссии, мы часто давали заключение: ребёнок необучаем по линии собеса. Сейчас взгляд на эту проблему совсем иной: мы твёрдо знаем, что обучаем каждый. Конечно, это требует колоссального терпения. Но даже малейшее продвижение ребёнка вперёд – это большая радость для учителя. А для родителя тем более.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Учитель-дефектолог и классный руководитель 3-го класса школы-интерната Татьяна Ивановна Прозорова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»