Откровенный разговор
Что такое патриотизм? Любовь к Родине, скажете вы… И, конечно, будете правы. А с чего у нас начинается родина? «С картинки в твоем букваре» – это в прошлом. «Надо спросить у молодых, что они скажут», – подумала я. И пошла спрашивать.
– Не знаю я! – недовольно отозвался на мой вопрос первый молодой человек.
– Родина начинается с… мамы, – чуть запнувшись, ответила девушка по имени Маша.
– С умения защищать тех, кто рядом, – ответил десятилетний Саша. И добавил: – Родина – это Россия… Мы тут живём.
– С первого заработка она начинается, – безапелляционно заявил очередной респондент. – И отношение родины к своим гражданам – с этого же. Я вот образование не стал получать, потому что не на что. На севера махнул, чтоб заработать, «на вахте» пашу, а квартиру все еще купить не могу. Вот вам и вся любовь!..
В общем и целом все правы понемногу. Конечно, мы очень часто судим о патриотизме по каким-то внешним признакам: проводятся в школе конкурсы военной песни, игры типа «Зарница», посещают дети музей – значит есть здесь патриотическое воспитание, отсутствует все это – значит нет его. А на самом деле все гораздо сложнее. Рекомендую всем, кого волнует тема, прочесть в «Аргументах и фактах» № 6 за текущий год, подборку материалов под общим заголовком «Отмороженная память». Авторы оттолкнулись от конкретного факта: выступления Даниила Гранина в бундестаге перед депутатами немецкого парламента. Подумать только – когда отмечались дни снятия блокады, не наши депутаты, а немецкие слушали русского писателя, тихим голосом рассказывающего об ужасах ленинградской трагедии. Казалось бы, зачем им это надо? Зачем захотели они услышать еще раз о преступлениях соотечественников-нацистов? «Видимо, для послевоенного поколения немцев патриотизм не в том, чтобы открещиваться от преступлений, а в том, чтобы трудная память о злодеяниях нацистов помогала им строить современную Германию, свободную от фашизма», – пишет автор. А мы? Мы завязли в болотах собственной истории, рассуждает он далее. Нам все еще хочется не осмыслить ее трагические страницы, а улучшить их, стерев неприятные моменты. Настоящий патриотизм – это прежде всего желание знать и говорить правду о своем Отечестве, какой бы горькой она ни была.
Если бы мы понимали это, возможно, не было бы в некоторых учебниках истории про Отечественную войну всего два абзаца, не появлялись бы время от времени разговоры о том, что «надо было немцам сдаться, и жили бы сейчас, как в Германии», не сушили бы мокрую обувь у вечного огня юные недоросли, не оскверняли бы памятники на кладбищах. Много чего не было бы.
Вот какие строчки родились накануне 23 февраля. Наверное, не случайно. Если найдется хоть один патриот (без иронии!) и отзовется, мы ему будем благодарны. И продолжим разговор.
Людмила ЧИРКОВА
Фото Вятка.ру
© Редакция газеты «Камышловские известия»