Галина ШИПИЦЫНА
«В ноябре 1935 года ЦК ОСОАВИАХИМа принял положение о планерных станциях. Коллективы Московского авиационного завода № 2, кондитерской фабрики «Большевик», активисты Бауманского районного клуба ворошиловских стрелков выступили с призывом к молодёжи страны подготовить за 5 лет 150000 авиационных специалистов, находивших поддержку партии и правительства» – читаем материалы недавно открывшейся в городском музее выставки о камышловской лётно-планерной школе. В газете «Знамя коммуны» того времени – лозунг: 150 лётчиков дадим стране! И понёсся по Советскому Союзу планерный бум…
Кто сегодня помнит камышловскую планерную школу, действующую во второй половине тридцатых годов? Открыта она была в 1935-м Леонидом Кирилловичем Аникаевым, когда его, инструктора ОСОВИАХИМа области, направили в Камышлов. Завершила деятельность она в 1941-м, когда все участники ушли на фронт.
Всё было здесь настоящим: и большие планеры, на которых совершали полёты отважные юноши и девушки, и парашютная вышка в Бобылевском саду. В фотодокументах и материалах экспозиции – отголоски того времени. А ещё здесь целых два дня был выставлен для посетителей настоящий планер. Конечно, он не «прилетел» к нам из тридцатых. Его строят энтузиасты сегодняшнего дня.
Строительством планера занимается руководитель кружка авиамоделистов города В.А. Суворов с единомышленниками. Вот что он рассказал:
– Это попытка восстановить раритетную вещь в натуральную величину. Была большая предварительная подготовка. Искали книги, чертежи, изучили руководство по планеру издания 1932 года. Сначала хотели строить другую модель, остановились на учебном планере А-1 (в честь авиаконструктора О.К. Антонова). В тридцатые годы он назывался УС – «Учебный стандарт». Их выпускали массово для всех планерных кружков страны. В Камышлове летали именно на таких. Их было три: «Кожевенник», «Диатомит», «ОСОАВИАХИМ». Покупали в Москве. Стоимость одного такого планера в 1933 году – 1036 рублей. Мы работаем медленно, в основном, в тёплое время года – нет отапливаемого помещения. Многие детали на клеевой основе, а в холодное время с клеем работать нельзя. Вес планера – около ста килограммов в готовом виде. Длина фюзеляжа – шесть метров, размах крыла – десять. Остались оснастка, закрепление бортового железа, обтяжка материалом.
То есть вплоть до мельчайших деталей мастера воссоздают планер из прошлого и рассказывают, что, когда окунулись в деревянный планеризм, во весь процесс изготовления настоящего летательного аппарата, поняли, что прикоснулись к истории, и подумали: как же классно летали в то время!
Планер ещё полностью не готов. Следующим летом авиамастера планируют закончить строительство и отделку. Обещают пригласить на испытания в поле.
Фото Андрея Зайкова.
На фото: Виктор Алексеевич Суворов показывает все детали планера: лонжероны, элероны, нервюры и прочие тонкости авиастроительного дела.
© Редакция газеты «Камышловские известия»