Алексей Иванов. «Вилы».
245 лет назад, в августе 1773 года, «по форпостам Яика разнеслась весть, что где-то на Узенях или на Таловом умёте сидит воскресший император Пётр III – крепкий мужик со смоляной бородой, загорелой рожей и тёмным взглядом». Так, по мнению писателя Алексея Иванова, начался бунт Емельяна Пугачёва, сотрясавший Российскую империю в 1773-1775 годах.
Что мы знаем о нём? Из школьной программы помним, что в России середины XVIII века непрерывное усиление крепостной зависимости, рост налогов и повинностей, насилие по отношению к «инородцам» вызывало крестьянские волнения. Наверное, сразу вспомнятся слова А.С. Пушкина из «Капитанской дочки» о русском бунте, бессмысленном и беспощадном.
«На излёте блистательного XVIII века чудовищный народный бунт, возглавленный казаком Емельяном Пугачёвым, словно бы поднял Россию на вилы, но до сих пор никто не знает, что же такое пугачёвщина», – так начинает А. Иванов свою книгу «Вилы». Он предлагает нам пройти по дорогам бунта, «наложить историю на территорию и увидеть русский бунт».
А нам, живущим на Урале, особенно интересно будет прочитать страницы, где действия происходят в Челябе, Кунгуре, Далматовском монастыре, Полевском, Ирбите.
В последнее время наблюдается большой интерес к книгам по истории нашей страны, историческим личностям. Но в основном это Пётр I, Иван Грозный, Сталин. А у каждого региона есть свои герои – и литературные, и исторические. Вот о них мы знаем до обидного мало. Всем известно, что один из основателей Екатеринбурга – Василий Татищев, видели памятник в городе. А какова судьба этого человека? Родовитый русский боярин, он пошёл в армию в 18 лет простым драгуном, участвовал в Полтавской битве. Изучал в германских университетах оптику, фортификацию и геологию. Отправленный на Урал строить горные заводы, истово следовал интересам империи, за что по доносу Никиты Демидова угодил под суд как казнокрад. Оправдали. Он хотел работать на державу, но после смерти Петра I державе не требовались ретивые работники. «Татищев хотел поприща чести – вот по его чести враги и били наветами». На всех постах его обвиняли, оправдывали, перемещали, в конце концов, отправили в родовое имение.
«Через пять лет местного попа ожидало потрясение. Суровый барин твёрдым шагом обошёл заросшее лопухами кладбище, выбрал себе место под могилу и велел соборовать себя. Вернулся домой, отужинал и лёг умирать. Наутро у постели Василия Татищева появился курьер, который привёз орден и указ о полном оправдании. Но Татищев властно отослал орден тем, кто его давал, закрыл глаза и умер. Из всех богатств у казнокрада нашли только рукописный том первой «Истории Российской».
Рассказывая о судьбах множества людей, поселений, понятно и коротко описывая истории народов и территорий, Алексей Иванов ведёт нас старинными дорогами великого бунта и пытается попробовать понять, кто мы такие на этой земле.
Екатерина ЗВЕРЕВА
© Редакция газеты «Камышловские известия»