Ирина ВЕРЗИЛИНА
Из письма в редакцию: «Несколько лет назад начала сдавать кровь как донор. Из пункта переливания звонили, приглашали на кровосдачу. Я почувствовала свою необходимость, стала активным донором. Сдавала кровь три раза в год. С прошлого года установлен лимит доноров. Получается, наша кровь уже никому не нужна? Обидно! Хотелось бы получить ответ: почему доноры оказались за бортом? Наталья».
Сначала я подумала, что женщине отказали по каким-то субъективным причинам, но хорошая знакомая, сдающая кровь добрый десяток лет, подтвердила: принимают редко. Странно, ведь еще несколько лет назад со страниц газет и экранов телевизоров лились призывы поделиться кровью ради спасения жизни больных. Что же изменилось сегодня? Предположила, что санкции все-таки сделали свое черное дело: в 2016 году государство на миллиард сократило финансирование здравоохранения, позднее ещё урезали. Рикошетом, наверняка, ударило и по службе крови.
Не стала гадать и отправилась в местное медподразделение. Заведующая отделением заготовки крови В.Ф. Макарова рассказала, что ситуация, описанная в письме, соответствует реальности. В банке доноров на сегодняшний день состоит около 1,3 тысячи человек, которые раньше в течение года могли несколько раз сдать кровь. Начиная с середины 2015 года, в связи с кризисом, снизилось финансирование, в том числе и Свердловской станции переливания крови, подразделением которой наше отделение является.
Помимо сокращения финансирования, усугубил ситуацию существенно подросший доллар. «Служба крови выпускает лечебную продукцию путем выполнения требований ГОСТа Международной программы качества (ISO 9001), – поясняет Валентина Фёдоровна. – Необходимы качественные материалы для заготовки и обследования крови на инфекционную и иммунологическую безопасность. Они, в основном, импортного производства, и подорожали, как минимум, в два раза. Определенные отечественные расходные материалы мы тоже приобретаем, однако они недешевы и не всегда хорошего качества».
Все лечебные учреждения заранее определяют потребность в донорских компонентах крови, затем Министерство здравоохранения области формирует и финансирует государственный заказ.
– Станция в настоящий момент заготавливает ровно столько крови, сколько ее надо лечебным учреждениям, – продолжает руководитель службы. – Из-за резкого снижения плана мы вынуждены отказывать в приеме многим донорам и приглашать на кровосдачу только лиц с необходимой для больниц группой крови. Отсюда и небывалый ажиотаж среди доноров – запись на месяц вперед проходит буквально в течение одного-двух часов.
Столько лет налаживаемое в городе и районе донорское движение постепенно замедляет ход. И обидеть людей, которые совершенно безвозмездно жертвуют своей кровью, не хочется. Создавшееся положение руководителя службы тоже беспокоит.
– Ситуация несколько улучшится с внедрением в практику нашего отделения в течение ближайших двух месяцев донорского плазмафереза, – делится планами В.Ф. Макарова. – Очень надеемся на импортозамещение – открытие отечественного завода по производству препаратов крови. Я благодарна донорам, которые понимают сложившееся положение дел в нашей службе. Мы пережили несколько кризисов, с ситуацией справлялись. И на этот раз все постепенно наладится, и наши доноры будут, как всегда, востребованы. Надо подождать.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Медработник Л. Н. Летавина более пяти лет является донором. Забор крови проводит операционная медсестра Л. А. Заречнева.
© Редакция газеты «Камышловские известия»