Как современные музыканты вдохновляют людей и почему русский рэп – это уникальное явление.
Когда мне было 12 лет, все вокруг слушали рок. С друзьями мы собирали плакаты с рокерами и металлистами, приходили в школу в чёрных футболках с «Linkin Park» или «Арией», передаривали друг другу браслеты с шипами, качали головой под какой-нибудь «Slipknot» и смеялись над людьми, слушающими рэп или поп. Тогда это был настоящий протест против общества, а рок казался вечно живым. Никто и подумать не мог, что люди именно моего поколения вырастут и станут сегодняшними символами рэп-сцены и кумирами молодёжи.
От простых рифм до всеобщего признания
Рэп зародился в конце 60-х в бедных районах США, где жили афроамериканцы, приехавшие с Ямайки. Изначально это была просто весёлая и ритмичная музыка, которая поднимала людям настроение и помогала справляться с горестями жизни. Уже потом один из диджеев придумал зачитывать под бит рифмованные слова, чтобы развлечь публику.
Хаски
В конце нулевых жанр переживал «клиническую смерть». Трудно сказать, что именно произошло, но в 2015 году рэп «воскрес» и в самые короткие сроки «похоронил» рок. Музыка стала совсем другой. Начались эксперименты со звуком, менялась смысловая нагрузка, артисты рвались на большую сцену, делали первые попытки снимать серьёзные клипы, объединялись в группы и обменивались опытом. И многим исполнителям тогда едва ли исполнилось 20 лет. А сейчас они стали звёздами, выступают на крупных музыкальных площадках страны, у них миллионы фанатов. Рэперы добились признания и уважения.
Рурэп – уникальное явление?
На сегодняшний день рэп считается самым популярным жанром в России. Рэперы занимают топы музыкальных чартов, интервью с молодыми звёздами собирают тысячи просмотров, музыкантов часто приглашают на шоу и программы. Даже на федеральных каналах появляются сюжеты о рэп-музыке и её месте в нашем обществе. Многие пытаются разгадать секрет такого ошеломляющего успеха.
Некоторые активные слушатели считают: рэп уникален тем, что его исполнители осмелились выйти за пределы жанровых границ. Рэперы позаимствовали немного от рока, немного от фолка, немного от попа, немного от джаза и уже из этого создали нечто совершенно новое.
– Современная музыка сильно отличается от того, что делали музыканты раньше. Рэп не исключение, – считает концертный фотограф и менеджер-логист концертных площадок «Tele-Club» и «Дом Печати» Алина Игнатьева. – Я считаю, что один из важных путей развития рэп-музыки (и, возможно, причина её успеха) – создание лирического героя и его вселенной в текстах песен. Например, музыкант ЛСП придумал своего персонажа, которого поселил в такую же выдуманную вселенную. Начал наблюдать за тем, как живёт его герой, писать об этом истории. Разве не так поступают писатели, когда создают произведения? Это та же литература – просто в другом формате. Я думаю, что сейчас рэп обрёл новую жизнь за счёт людей, которые пришли в индустрию. Эти люди уникальны.
Самобытный, искренний и интеллектуальный
То и дело на форумах, в социальных сетях или даже в СМИ всплывают едкие замечания в сторону современной музыки: что смысла нет, звучание не то, что русский рэп – всего лишь калька с американского рэпа. На самом деле это далеко не так.
Безусловно, есть рэперы, которые пытаются подражать музыке западных кумиров. Есть и те, кто обращаются к истокам русского рэпа. Но появилась и большая группа инициативных музыкантов, которые не просто пишут про «деньги, женщин и тачки», а пытаются вписать себя в историю.
Всё-таки наша страна в плане развития и морально-нравственных ценностей значительно отличается от США и других европейских стран. У нас есть своя культура, свои люди, свои проблемы, свой особый путь – и многие рэперы активно об этом говорят. В пример приведу Хаски. Даже в своей тусовке он считается достаточно самобытным. Его уже давно «окрестили» «современным Есениным», потому что в его песнях – душа народа и муки творца. Хаски, которого на самом деле зовут Дмитрий Кузнецов, изъясняется сложными рифмами об одиночестве, бедности, несправедливости и глупости. Ему важно донести до слушателей свою философию.
Mnogoznaal
Рэп занимает особое положение среди интеллигенции. В частности, это произошло благодаря появлению Oxxxymiron`a. Рэпер долгое время учился и жил в Европе. Он пример для многих музыкантов, потому что писал не просто песни, а настоящие рифмованные романы. Его альбом «Горгород» анализируют студенты и преподаватели университетов. Если приглядеться, можно увидеть множество отсылок, аллюзий к произведениям и событиям, без понимания которых невозможно полностью осознать гениальность альбома. Мирон никогда и не делал просто, ведь хотел, чтобы его стихи заставляли думать.
Пример для подрастающего поколения
– Сама музыка, может, ничему и не научит, но стоит отметить, что сейчас исполнители на своих концертах всё чаще говорят правильные вещи. Они вдохновляют людей и дают им надежду. Рэпер Loqiemean в одном из своих интервью рассказывал, как он после своего шоу встретился с парнем, который находился в затяжной депрессии, пообщался с ним. Только разговор, а он буквально вернул парня к жизни. Это круто! – утверждает Алина.
Как фотограф и как сопровождающий она часто общается с музыкантами за кулисами. Им хочется обычного отношения. Рэперы сейчас не хотят быть против общества – они хотят быть его частью.
Недавно я побывала на концерте уфимского рэпера Алишера Моргенштерна. Он искренний и отзывчивый человек, открыто общается со зрителями. Алишер помогает детским домам, такими людьми хочется гордиться. И это не единственный пример. Многие рэперы проводят благотворительные концерты, помогают нуждающимся, поддерживают сограждан и показывают ту самую человечность, которой нам всем так не хватает.
Музыканты вдохновляют на творчество: если смогли они, смогут и другие. Тексты песен и музыка стали глубже и многогранней, что начинает роднить рэп с художественной литературой и поэзией. Разве это не здорово, когда ребёнок берётся за книги или начинает искать информацию, чтобы понять смысл песен?
Русский рэп, действительно, сделал большой скачок в развитии. Это уже не просто наша музыка, а новый опыт познания себя и понимания общества.
Евгения ПОСТНЫХ, студентка журфака УрФУ
Фото Алины Игнатьевой.
На фото. Самый масштабный рэп-фестиваль «Маятник Фуко» в Санкт-Петербурге.
Если вы ещё не слушали…
• Макс Корж – позитивные песни о совершенно обычной жизни.
• Anacondaz – альтернативный хип-хоп, сочетающийся с альтернативным роком.
• ЛСП и Pharaoh «Кондитерская» – мрачная и экспериментальная музыка.
• Хаски «Любимые песни (воображаемых) людей» – тексты о непростой русской действительности.
• Mnogoznaal «Гостиница «Космос» – лирика в сочетании с необычным вокалом.
• Oxxxymiron «Горгород» – увлекательная история о приключениях в выдуманных мирах.
• Pyrokinesis «Моя милая пустота» – философский рэп о несовершенных людях.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Музыкой рэп сложно назвать,точнее разговор под музыку,за столом и у костра под гитару его не споешь(или не сговоришь ),но тексты неплохие бывают.имхо.
Если эти поэты из народа, то другие поэты тогда откуда? Пусть Пушкин, Лермонтов, Некрасов это условно, высшее общество, а Маяковский, Есенин, Блок, Щипачёв, Смеляков, да тот же Высоцкий точно из народа.
А что, на профессиональных поэтов нигде не учат?
Интернет «знает всё».
Нашел работу «целого» доцента наук по теме: «Концепт поэт из народа как основной критерий поэзии С.А. Есенина 1915-1916 годов».
Познавательно для тех кто любит читать «кирпичи» с массой подробностей
Поэт-он всегда «не от мира сего» т.е., чтобы никого не обидеть, назовём его человеком тонкой душевной организации, который без поэзии не представляет себе жизни, а как этому научишь, только с этим родиться. Можно, наверное, поэзии выучить, но будет какой-то ремесленник, так их и учить не надо, рифмоплётов самоучек и так полно.
Родиться? Спорное утверждение! Есть люди которых в один определённый момент озарило и они начали писать, хотя всю предыдущую, сознательную жизнь были обычными людьми, многие из народа, но и высокопоставленные чиновники порой страдают от этого.
Большинство «балуется» стихами, «настоящих буйных» единицы!