55 картин к 55-летию художника: на трёх площадках города открылась персональная выставка А.Е. Гурина
Галина ШИПИЦЫНА
Сколько было у нас выставок – и коллективных, и персональных, – но такой ещё не бывало. В понедельник с разницей в час на трёх выставочных площадках (в музее, библиотеке и художественной школе) открылись экспозиции, не похожие одна на другую.
55 картин и этюдов накануне юбилея – так смело, знакомо и незнакомо открылся мастер, без которого невозможно представить Камышлов сегодняшний, – Андрей Евгеньевич Гурин.
Он решил собрать и выставить 55 работ. Но поскольку нет у нас такого зала, где бы поместились все, нашёл выход: три в одном, или, точнее, одна выставка – в трёх.
Самое лучшее
Так определил сам мастер содержание работ, представленных в музее, хотя тут же добавил:
– Трудно сказать, являются ли эти работы лучшими, идеальных нет. Они отличаются от этюдов тем, что к ним неоднократно возвращаешься…
Именно в музее начался этот выставочный «марафон». Пейзажи, натюрморты, портреты – в разных стилях и техниках; даже не всегда, как заметили знатоки, в узнаваемой авторской манере. А с полотен на нас глядят до боли знакомые окна, крыши, улочки и переулки родного города.
Всякий раз, «побывав» в Камышлове Гурина, поражаюсь: ведь каждый день проходим по этим улицам, мимо этих домов – и не замечаем их красоту и неповторимость. А художник видит невидимое. И когда на невзрачный дворик, заросший крапивой, вдруг падает луч закатного солнца, он оживает, расцветает и оказывается самобытным и неповторимым, абсолютно «камышловским» и в то же время «гуринским». Только он, Андрей Евгеньевич, видит наш город таким, «угадывает» его красоту в неприметном.
Это не только мой субъективный взгляд. Об этом говорили на выставке, об этом всегда говорят знатоки, ценители и просто любители искусства, когда речь заходит о творчестве
А.Е. Гурина.
Только новое
А это – тема экспозиции в
библиотеке. Только Камышлов и его окрестности. В любое время года, утром и вечером, в полдень и в сумерки. Здесь – только «премьерные» картины, их никто ещё не видел, все они появились в течение 2016 года, который для Андрея Евгеньевича стал не только юбилейным, но ещё очень продуктивным и творческим.
Мы, зрители, первым делом отгадываем знакомые уголки и дворики, а потом замолкаем перед «пойманным» кистью состоянием.
Андрей Евгеньевич называет свои картины этюдами. Мастеру виднее, но каждая его работа – переплетение цвета, света, воздуха, и это – особая лёгкость, своего рода поэзия ускользающих мгновений, продлённых на холсте. Как у истинных мастеров-импрессионистов, именно так назвала его коллега А.Г. Мутли.
Сам художник говорит, что этюды написаны им «в один присест», и чуть-чуть раскрывает свою «кухню», рассказывает историю появления почти каждой картины. И от этого ещё интереснее, смотришь уже немного другими глазами и, пожалуй, понимаешь глубже.
– Часто пишу наши сады. У нас там очень интересная местность. Природа обыкновенная, а вот состояние красок необычное. Вот мой любимый дворик (угол К. Маркса – Урицкого) – долго не мог увидеть мотив, а потом взглянул на него со стороны другого здания и увидел ритм крыш, удивительное состояние: серое здание, которое покрыто какой-то патиной времени. Хорошо, что у нас есть такие не перестроенные ещё дворики, уголки старинной купеческой архитектуры. По сути, в этих этюдах хочется просто помешать краски, поиграть цветом, найти интересные сочетания. Много интересных мест, родная сторона разная, и природа – тоже разная: в Баранниковой – одно, в сосновом бору – совсем другое; и Камышлов – тоже разный. Рад, когда по-новому вижу мотив, который раньше не замечал. А это бывает довольно часто… – открыл некоторые тайны творчества художник.
Никогда не показанное
Завершающая часть триптиха (именно такая ассоциация появилась, когда вечером, вспоминая увиденное, перелистывала фотографии с выставки) – в родной для мастера художественной школе. У всех, кто прошёл путь от музея до художки, была уникальная возможность увидеть то, что никто ещё не видел, – никогда не выставляемые работы разных лет. И принять участие в интересном аукционе – «втёмную». Не видя картину, ценители живописи боролись за неё, поднимая цену, и в результате чудесный натюрморт с яблоками достался семье Норкиных.
…После выставки остаётся состояние покоя, светлой радости и где-то даже детской безмятежности, которые вызывают картины А.Е. Гурина. Врочем, у каждого они рождают разные ассоциации, потому что так много в его творчестве эмоциональных граней, что у зрителей всегда есть большой простор домыслить, дочувствовать сказанное мастером.
Фото: Андрей Евгеньевич Гурин. Художник, спортсмен, педагог, мастер…
© Редакция газеты «Камышловские известия»