Музыка была смыслом жизни Юрия Петровича Афанасьева – камышловского музыканта, композитора, педагога. Три сборника песен издано им. Помнят люди и его великолепный ансамбль «Оригинал». А сегодня мы предлагаем вам рассказ Юрия Петровича о его учителе – Леониде Феликсовиче Реутте. Старожилы помнят семью Реуттов. Жили они на улице Свердлова, 53. Потомки их и сегодня живут в разных городах нашей страны. А прочитав этот рассказ Ю. Афанасьева, вы убедитесь, что и пером наш земляк владел великолепно.
* * *
Давно это было, а кажется, вчера…
Огромный, медлительный в движеньях, с большими длиннопалыми руками, с блестящей лысиной на голове, с высоким лбом и добрыми проницательными глазами – таким был он, Учитель.
Вхожу в музыкальный класс:
– Здравствуйте, Леонид Феликсович!
– Здравствуй, здравствуй, Юра, проходи, сейчас начнём музицирование, – слышу ласковое в ответ.
Таким запомнился мне мой учитель музыки Леонид Феликсович Реутт.
Мне казалось, что весь он сделан из музыки и излучает одну только музыку. Даже фамилия его была музыкальной. Много веков назад звук «до» назывался «ут», поэтому, обращаясь к обозначениям звуков в современном музыкальном алфавите, его фамилию можно записать как «Редо».
Было божественно приятно присутствовать на его уроках и немного страшновато, ибо ни одна фальшивая нотка, сыгранная тобою, не ускользнёт от опытного и мудрого педагога-музыканта. А учился я играть поначалу на аккордеоне, модном в сороковые. И как всем мальчишкам, моим соученикам, хотелось играть популярные мелодии: «Одинокую гармонь», вальс «На сопках Маньчжурии», «Цыганочку»… Леонид Феликсович внушал: «Не спешите вы играть такие вещи, сначала овладейте сложными полифоническими произведениями композиторов-классиков: Генделя, Баха, Бетховена, Глинки, Прокофьева, научитесь душой понимать и исполнять прекрасные русские народные песни. А простые песенки будут потом сами играться». Трудно приходилось, но он, как всегда, был прав: позже было легче учиться в училище и консерватории, ибо основы настоящей музыки были заложены именно им и именно тогда.
Методика преподавания у Реутта была своеобразна. Например, вырабатывая ритмичность у ученика, он стоял позади него во время исполнения домашнего задания и в такт музыке, тихонько мурлыкая, шлёпал своей большой пятернёй по голове ученика. Так что дома, когда я ложился спать, в голове звучала музыка, а на голове – его, реуттовские, шлепки.
Преподавал он и струнные инструменты. И, конечно, владел ими, владел и фортепиано. И когда однажды во время его болезни мне довелось заниматься у него на дому, я был восхищён ещё больше. Вся квартира была заставлена и завешана скрипками, виолончелями, контрабасами. Были там и фисгармония, и старинное пианино с бюстом Бетховена посередине – одним словом, только музыкальные инструменты и инструментарий для ремонта музыкальных инструментов (а ремонтировал он их на протяжении всей жизни). Был ещё стол да колченогие стулья, ну, конечно, кровать, на которой он лежал тогда больной и с большим трудом дирижировал мне во время исполнения домашнего задания. Домой шёл, словно побывав в храме музыки.
С тех пор еще с большим усердием стал отдаваться своему любимому делу.
Многие его выпускники, такие, как Игорь Солнцев, Ратмир Инфантов, Игорь Муляр, Анатолий Гилев, Валя Менухова, продолжили музыкальное образование в средних и высших заведениях, посвятили себя музыке, она стала неотъемлемой частью их жизни.
Пришло время, когда не стало нашего любимого учителя (он долго боролся с недугом – астмой). По завещанию кто-то из учеников должен был исполнить траурную мелодию в его доме. Со слезами на глазах я играл на фортепиано, а скрипка плакала в руках Игоря Солнцева. Учитель лежал неподвижно, и неизвестно, слышал нас или нет. Но мы исполнили его последнее желание.
Юрий АФАНАСЬЕВ
Фото: Л.Ф. Реутт (в центре) со своими учениками.
© Редакция газеты «Камышловские известия»