Анна, на условиях полной анонимности, согласилась со мной беседовать через посредника, руководителя Камышловского консультативного пункта по профилактике социально опасных заболеваний Дениса Шакирова. И это – большая удача! Несколько «положительных» людей с детьми отказались даже отвечать на письменные вопросы. Причина: страшно. Потому что принято в нашем обществе считать: люди в статусе ВИЧ-инфицированных – маргиналы, наркоманы, и общение с ними смертельно опасно.
«Расплата» за счастье быть матерью
Анна мечтала о семье. Строила отношения с мужчиной. Чуть не вышла замуж. Но не сложилось. Молодая женщина приняла разрыв как хороший знак: отношения давно её тяготили. А через неделю поняла, что беременна. Она мечтала о ребёнке столько лет! Очень хотела, чтобы в её жизни появился малыш, что назовёт её мамой. Пошла в женскую консультацию. И…
ВИЧ-инфицированная женщина, принимая во время беременности специальные лекарства, даёт шанс малышу родиться здоровым
– Этого не может быть! Это какая-то ошибка! Давайте проверим ещё раз! И долгие-долгие дни ожидания следующего результата… Я настолько была уверена, что эта беда меня не коснётся, что это где-то далеко… И – «у вас положительный результат». Чуда не случилось…
Такая реакция у каждого человека, узнающего о своём диагнозе. Анна не была исключением.
– Что делать? Как жить дальше? За что? Почему я? – мучилась она. – А как же Антон (биологический отец малыша)? Неужели я где-то заразилась (но где?), а потом и его заразила?
К сожалению, реальность оказалась неприятной. Молодой человек о своём статусе знал, но об этом возлюбленной не говорил…
– Я решила для себя: мы всегда за что-то платим, – рассуждает молодая женщина. – Я думаю, что мой статус «ВИЧ-положительный» стал некой расплатой за счастье быть матерью! По сути, маленькая крошка, которая ещё не родилась, и спасла меня. Я не смогла открыться друзьям и родным, кроме сестры, – продолжает Аня. – Мне казалось, это такой тяжёлый груз, и я не должна перекладывать его на плечи близких, ведь у них хватает своих проблем и забот. И не хотела, чтобы меня жалели.
Малыш, мы победили!
К рождению ребёнка моя виртуальная собеседница готовилась: принимала терапию – особое лекарство, которое блокирует вирус. Блокирует настолько, что тот перестаёт определяться в крови и передаваться от матери ребёнку. И вот позади девять месяцев надежды.
– Когда я впервые увидела своего крохотного сыночка, он мне улыбнулся, – делится сокровенным мамочка. – Я навсегда запомнила эту улыбку. Любовь к малышу помогла пережить полтора года ожиданий в окончательной постановке диагноза. Мой мальчик здоров! Малыш, мы победили!
Анна уверена, что сегодня ВИЧ страшен только истерикой вокруг него. Эта хроническая инфекция никак не влияет на качество и продолжительность жизни и, если принимать терапию, не передаётся ни половому партнёру, ни ребёнку во время беременности и родов, ни окружающим.
– Прошло время, я привыкла, приняла своё состояние, научилась с ним жить, и это не стало казаться мне чем-то неизбежным. Я пью таблетки каждый день уже восемь лет, – продолжает Аня. – Мой ребёнок здоров. Но не все люди знают, что ВИЧ – не приговор, мне страшно открыть свой статус.
Мама, конечно, больше переживает за сына. И не дай бог, если о её статусе узнают мамочки одноклассников. А вдруг они начнут запрещать своим детям дружить с мальчишкой, ещё хуже, если будут ребята дразнить, что у его мамы ВИЧ. И создавать вокруг сына вакуум…
Не оставайтесь один на один с бедой
Для того чтобы достичь неопределяемой вирусной нагрузки (так называют состояние подавленного вируса в крови), нужно пить лекарство не прерываясь. Всю жизнь. Как только появляется перерыв, лекарство перестаёт работать. Придётся менять схему лечения. Поэтому когда в стране случились перебои с лекарствами, Анна решила впервые обратиться за советом в местный консультативный пункт по профилактике социально опасных заболеваний (о нём молодая женщина узнала из публикаций в нашей газете). Денис Шакиров передал заявку в областное сообщество ЛЖВ (людей, живущих с ВИЧ), где для Ани была собрана аптечка с препаратами. В местном сообществе у Анны появились друзья. И ещё один стимул для качественной жизни.
Заканчивая виртуальную беседу, я спросила у Анны: человек узнал свой статус. Что делать?
– Не оставайтесь один на один со своей проблемой. Найдите возможность связаться с людьми, которые работают в этом направлении. И если ваш статус изменился, нужно понять и принять. Жить дальше. Жизнь даётся нам один раз, другой не будет. Надо жить здесь и сейчас.
У Анны есть мечта. Вернее, две. Встретить любимого человека. И родить ещё одного ребёнка. И неважно, мальчика или девочку. Главное, здоровенького. Анна знает: у неё всё получится.
Ирина ВЕРЗИЛИНА
© Редакция газеты «Камышловские известия»