Отстраивают дома, асфальтируют дороги, ходит общественный транспорт. Что ещё удивило камышловцев, побывавших в зоне действия СВО?
Елена ДУБЫНИНА
В сентябре предприниматель Радик Темирбаев, ежемесячно отвозящий на своём транспорте гуманитарную помощь участникам специальной военной операции на Украине, и Сергей Андреев, с начала мобилизации активно принимающий участие в сборе гуманитарной помощи и доставке её ребятам, вместе съездили в Луганскую и Донецкую Республики, чтобы увезти землякам и другим военным адресные и общие посылки.
На этот раз было страшнее. Над головой то и дело летали украинские беспилотники, некоторые из них способны сбрасывать мины. Всех успешно сбивали ПВО. Однако никто не даст гарантии, что какой-то из летательных аппаратов не станет причиной последнего дня в твоей жизни. Все мирные граждане, направляющиеся с гуманитарной миссией в зону военных действий, рискуют жизнью.
– Первый день было очень некомфортно, – рассказывает Сергей. – Когда С-300 начал отрабатывать, я заметил, что не только мы испугались, но и военнослужащие присели. Звук страшный. Метрах в 400 от нас сбили объект, ракета пролетела прямо над нами. Это сильно впечатлило. Но и к такому привыкаешь. Дороги постоянно обстреливали, приходилось вместо того, чтобы добраться до подразделения напрямую, делать крюки в десятки километров ради безопасности. Самое приятное видеть, как УАЗы и Нивы, доставленные в зону СВО в прошлые поездки, нам встречались на пути. Значит, не зря ремонтировали их и готовили для военных, не зря Радик и предприниматели скидывались на ремонт.
– Меня удивило, что в Кременной, Северодонецке, которые я в декабре 2022 года видел разрушенными, безлюдными, – продолжает Сергей, – сейчас ходит общественный транспорт, на дорогах вместо ям от снарядов – ровное свежее полотно, люди возвращаются в дома и восстанавливают их, на улицах сделали освещение, все дома газифицированы! И это несмотря на продолжающиеся обстрелы. В мою первую поездку мы заезжали в Луганскую область и останавливались на разгрузку в разрушенном автосалоне, а сейчас он работает. В Сватово восстановили центральную улицу, там чисто, мусора нет. Ближе к переднему краю, конечно, грязь, песок, но это понятно.
И оба камышловца отметили вот что: всюду встречаются разрушенные здания, дома, сооружения, но церкви не тронуты! Только в часовню, которая стоит под Северодонецком на перекрёстке пяти направлений, – Лисичанск, Северодонецк, Кременная, Новоайдар и Сватово – попал снаряд. Разрушилось всё, но арка, внутри которой стояла фреска святого, уцелела.
Камышловцы привезли много адресной гуманитарной помощи. Параллельно в фуре везли три единицы техники, которую Радик Темирбаев и Сергей Андреев встречали (всего из Камышлова в ДНР и ЛНР отправлено 36 единиц техники, готовят к отправке ещё несколько). Военные из 53-го полка с Донецкого направления сами забрали УАЗ, оставшийся УАЗ предназначался военной полиции, один УАЗ от Надежды Ожигановой – в 21-ю бригаду (военным также передали минералку «Обуховскую» от главы города Алексея Половникова, тактические рюкзаки, влажные салфетки, канцелярию, масксети от предпринимателей и волонтёров «Белого цветка»). Также в большегрузе везли гуманитарку из Екатеринбурга (для детских домов, садиков, медицинских частей, в 53-й полк), её Радик Минхаилович передал председателю союза ветеранов Луганщины.
От Галкинского сельского поселения и волонтёров благотворительной группы «Белый цветок» доставили посылки в 201-й танковый полк. Правда, о том, что среди них была именная посылка, Радик Минхаилович узнал только при сортировке посылок в месте разгрузки в 80-м гвардейском танковом полку (точка выгрузки определена здесь с января-февраля. Достичь взаимодействия с военными удалось исключительно благодаря личному знакомству камышловского предпринимателя с командирами батальонов и полков во время предыдущих поездок в зону СВО).
– В 80-м полку нам указали направление, выделили технику, – рассказывает Радик Минхаилович. – Но 201-й полк мы не нашли. Обратились за помощью в военную полицию, в «отважный отряд закона», который нам давно помогает в сопровождении и решении других вопросов. Место дислокации оказалось километрах в пяти от нас. Прошу всех, кто отправляет именные посылки, указывать не только позывной и часть, но и контактный номер телефона, ватсап.
– Радик Минхаилович, что сейчас больше всего нужно нашим землякам в зоне действия специальной военной операции?
– В первую поездку в декабре требовалось всё, вплоть до продуктов. Помню, как мы привезли ребятам 700 килограммов свежего мяса и делили их между подразделениями. Сейчас они питаются порой лучше, чем мы здесь. В большей степени нужны беспилотные летательные аппараты, приборы ночного видения, запчасти к машинам, инструменты, от маскировочных сетей, влажных салфеток, носков, белья не откажутся.
В одной из поездок познакомился с Шерифом – глаза и уши артдивизиона, он был мэром небольшого города в Новосибирской области и ушёл добровольцем, ему, помимо всего прочего, привёз гитару от Богдана Казакова – сына Сергея Казакова, с кем летом ездили в зону СВО. В артдивизион 80-го полка, где много камышловских ребят служит, через бойца с позывным Байкал передал посылки нашим ребятам, а также увезли посылки брату нашего предпринимателя Максима Петрушко.
– Встречались с камышловцами?
– Обязательно. На второй день, 9 сентября, хотели встретиться с земляком, рядовым группы обеспечения 3-го батальона. Но пока ездили встречать главу города Алексея Половникова в Новоайдар, разминулись, посылки он забрал без нас. Мы ночевали в блиндаже у нашего земляка с позывным Хром (Альберт Гилязев), глава тоже в блиндаже, но ближе к штабу. На следующий день мы вместе ездили поздравлять танкистов с праздником, 11 октября сопроводили главу до Луганска, а затем он самостоятельно повёз посылки ребятам в Донецком направлении, в том числе в художественную школу Макеевки. Такой случай был: мы поехали с Сергеем в шестую роту вручать ребятам подарки от меня и Игоря Лопатина, по пути видим, что машина нашего друга-военного камышловеца поломалась, тормозим УАЗ. Водителем оказался тоже наш камышловец, однажды он приехал на фуре в ДНР с гуманитарной помощью, женился и остался там жить.
– Считаете, что визит главы в зону СВО был не зря?
– Я отвечу так: когда мы приехали поздравлять ребят с Днём танкиста, они были горды, что им руку жмёт глава их родного города, что он не побоялся и приехал сюда. Эта поддержка очень важна там, на фронте. Военные в ответ подарили ему расписанный флаг. Алексея Владимировича даже взяли на линию боевого соприкосновения, можно сказать, он участвовал в военных действиях – на Т-80 передал привет от камышловцев на ту сторону. На такое не каждый глава способен. Это дорогого стоит.
– С местными жителями общались?
– С местными военными мы дружим, а с мирными… Понимаете, у большинства позиция выжидания. Они к нам нейтрально настроены.
– Мне запомнилась одна девочка лет шести, – дополняет Сергей Андреев. – Когда мы разгружались, она подбежала ко мне и попросила что-нибудь дать ей. Во второй раз подбежала и сказала, что у неё день рождения и она хочет большой подарок, в третий раз рассказала, что ей нужно помогать маме, мол, помогите семье. Мирные жители стараются не говорить о политике. В общении проскакивает «у нас, у вас». Многие не получают наши автомобильные номера, хотя сейчас украинских встречается намного меньше.
– Когда планируете снова поехать?
– Мы готовим для отправки машину нашему хирургу – Андрею Симонову, у него позывной Борода, – отвечает Р.М. Темирбаев. – И Кариму – командиру первого батальона. Поедем тогда, когда будем знать точные места дислокации, потому что сейчас наших ребят отпускают на отдых, перемещают на другие территории. Есть планы поехать не только в Донецком и Луганском направлении, но и в Запорожье, где тоже служат наши ребята. Будем ездить, пока в этом есть необходимость.
Фото из архива Р.М. Темирбаева.
На фото. Разгрузка гуманитарной помощи от камышловцев в 80-м гвардейском танковом полку.
© Редакция газеты «Камышловские известия»