Илья ЗЫРЯНОВ
Сегодня мы продолжаем тему востребованности классиков, поднятую в недавних выпусках «Литературного четверга». Для этого есть хороший повод: 11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения русского писателя, философа и публициста Ф.М. Достоевского.
В его романах есть пример всего: любви, дружбы, силы духа, нравственного выбора. Если бы я это понимала в юности…
Оказывается, я в этом не одинок. Более 20 камышловцев поделились с нами своим мнением о творчестве Достоевского, о том, надо ли изучать его в рамках общеобразовательной программы, и читают ли они его сейчас. Приведём некоторые ответы:
«Школьная программа по литературе нечасто вызывала у меня интерес, – пишет студентка, пожелавшая остаться анонимной. – Возможно, я была ещё слишком маленькой для понимания большинства произведений, а возможно, из-за того, что они были обязательными. Не стану критиковать программу, но если интерес не появится сам, надолго информация в голове не задержится».
Евгения Кочнева, режиссёр ЦКиД:
– Надо прививать любовь к чтению, а не навязывать критические статьи по произведениям. Достоевский очень тяжёлый писатель. Так как я училась в школе хорошо, я читала всё, что задавали. Но любви и понимания этих произведений не было. Оно пришло позже, когда появился жизненный опыт, сформировалось мировоззрение. Мне очень нравится фильм «Идиот» с Евгением Мироновым в главной роли, советская экранизация «Братьев Карамазовых» с Михаилом Ульяновым. Перечитывать желания не возникало.
Александр Гаан, заместитель директора Центра обеспечения деятельности администрации КГО:
– Изучать Достоевского в школе нужно. Хотя мне он никогда не нравился: тяжело читать, а отсюда – не интересно. Мне больше по нраву Толстой, Шолохов и многие другие.
Татьяна Ганина, педагог дополнительного образования лицея № 5:
– Достоевский – один из любимых моих писателей. Обучаясь в школе, я не очень понимала его произведения. Но в педагогическом колледже преподаватель Л.М. Краснопёрова настолько подробно рассказала все их идеи и проблематику, что мы полюбили творчество Фёдора Михайловича. Очень нравится роман «Преступление и наказание». Несмотря на давность, он актуален и по сей день.
Юлия Плотникова, учитель начальных классов школы № 3:
– Когда училась в школе, к классикам относилась поверхностно. Достоевский был не исключением. Читала, потому что надо. Хоть классика никогда и не устаревает, но школьную программу необходимо пересмотреть. До всего нужно дорасти. В детстве мы часто не любим какое-то блюдо, а во взрослой жизни нас от него за уши не оттащишь. Так и с литературой. Любимое произведение, смысл которого осознала уже во взрослой жизни, – «Идиот». Очень актуальный сюжет даже в наше время, так как добрых и отзывчивых людей и сейчас считают идиотами. Потому что у них нет цели наживаться, обмануть и так далее.
Игорь Жиляков, инструктор по физической культуре детского сада № 16:
– Как раз недавно я выбирал, кого почитать: Достоевского, Гоголя или Лермонтова. Пока не определился. Жена советует «Преступление и наказание». Говорит, очень интересно. Если честно, то я его со школы уже и не помню.
Елена Зуева, воспитатель детского сада № 2:
– Достоевского сейчас не перечитываю. Но думаю, что произведения его нужно изучать. Они учат сохранять в душе светлые чувства, относиться с добром к другим людям, оценивать свои поступки.
Наталья Косякова, инженер:
– Живя в России, Достоевского надо знать, изучать его в школе, надо о нём говорить. За границей этого автора знают хорошо. В его произведениях описаны невероятные события: то смешные, то жуткие, то странные. Это было непростое время, непростые люди, а нужда – она до сих пор остаётся с нами.
Антон Ступин, дизайнер студии «Реклама»:
– В произведениях Достоевского нет ничего интересного: лишь бесконечные чаепития и слёзы. В детстве и юности мне его произведения не нравились, и сейчас я их не перечитываю. В школьной программе он не нужен: его сложно воспринимать неокрепшим умам. Знаю, что Достоевский востребован на Западе. В Европе считают, что он лучше других раскрывает образ мыслей и психотип русского человека, русскую ментальность. Но это всё в корне неправильно. Соответственно, у западной культуры формируется ложное представление о русских.
Олеся Ручьева, учитель русского языка и литературы Скатинской школы:
– Достоевский – классик. В его романах есть пример всего: любви, дружбы, силы духа, нравственного выбора. Если бы я это понимала в юности… Достоевский обязателен в школьной программе, важен и в жизни. Вот, к примеру, слова Мечтателя из повести «Белые ночи»: «Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?».
Артём Абрамов, блогер:
– Достоевский – автор психологической прозы. Зачем преподавать подобное в школах? Одно лишь «Преступление и наказание» чего стоит. У детей ещё не сформировано сострадание к другому человеку, к животным, а им приходится читать кучу страниц о маньяке, который вдруг испереживался. «Идиота» я даже в кратком изложении не осилил. Само понятие «не читал классиков, значит – бескультурный человек» считаю ложным.
Екатерина Токарева, домохозяйка:
– Произведения Достоевского необходимо оставить в школьной программе: детям надо знать муки разума человека после содеянного – может, они тоже размышлять и сопереживать начнут. У современного поколения, если убил, значит – победил, заработал очки или перешёл на следующий уровень «игры». Сейчас я этого автора не перечитываю, но он очень актуален.
Анастасия Павлова, сотрудник Камышловской типографии:
– «Преступление и наказание» – один из немногих «талмудов» школьной программы, которые я осилила от начала до конца. Большинство произведений русской классики строится на внутренних страданиях человека. И Достоевский показал, что произойдёт, если человек решит не страдать, а действовать. Это психологическое произведение. Прочитав его, о многом задумываешься. Любить Достоевского я не перестала, но перечитывать вряд ли когда-то захочу.
Алла Бродовикова, председатель совета ветеранов:
– Достоевский – философ, ищущий правду. Жестокий и в то же время одинокий и несчастный, он добивается справедливости через свои произведения. Моё любимое – «Униженные и оскорблённые». Среди писателей Достоевский такой один.
Любить Достоевского я не перестала, но перечитывать вряд ли когда-то захочу
– Творчество Достоевского достойно уважения. Оно заставляет размышлять, уметь находить истину. В школе его изучать нужно, но учащимся сложно сразу понять произведения. Возможно, необходимо не два-три урока, а гораздо больше. Я люблю смотреть художественные фильмы, поставленные по его произведениям. Моё любимое – «Преступление и наказание».
Вера Бородина, инструктор ВДПО:
– Достоевского знаю только по школьной программе. Это великий писатель. Но считаю, что в подростковом возрасте рановато его изучать. А вот в зрелом – совсем другое осмысление прочитанного.
Елена Максимова, спортсменка:
– Роман «Идиот» – лучшее произведение. Времена меняются, а люди и характеры – нет.
Наталья Сенцова, заведующая детским садом № 4:
– Творчество Фёдора Михайловича лично мне интересно анализировать с точки зрения психологии – это профессиональное. Хотя в юности читала его с трудом. Считаю, что в школьной программе необходимо изучение произведений Достоевского: кому-то – для общего развития, а кого-то его творчество заставит задуматься о вечных ценностях, о взаимоотношениях людей. Благодаря вашему опросу возникло желание его перечитать. Пожалуй, выберу «Братьев Карамазовых».
Особое мнение
«У Достоевского есть вещи, которым веришь и которым не веришь, но есть и такие правдивые, что, читая их, чувствуешь, как меняешься сам, — слабость и безумие, порок и святость, одержимость азарта становились реальностью…»
Эрнест Хемингуэй, «Праздник, который всегда с тобой»
На фото. «Ф. М. Достоевский. Белая ночь», худ. Илья Глазунов (1983)
© Редакция газеты «Камышловские известия»