Заочная экскурсия
Один раз в три месяца мы с учащимися Кочневской школы совершаем виртуальные путешествия по знаменитым музеям России и мира. Побывали уже в Лувре, Кунсткамере (кабинет редкостей) – первом музее России, созданном Петром I, в Третьяковской галерее.
Хочется остановиться на «Третьяковке», так ласково называют её москвичи. Картинная галерея – настоящая сокровищница русского изобразительного искусства, одна из крупнейших музеев мира. Годом основания галереи принято считать 1856 год. Основатель – Павел Третьяков, московский купец, промышленник и меценат. Из своих средств он финансировал строительство и содержание училища для глухонемых, больницы-приюта для душевнобольных. Много средств пожертвовал на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников. Павел Михайлович был награждён медалью в память Крымской войны за пожертвования на военные нужды.
Первоначально коллекция размещалась в доме П. Третьякова, но картин становилось всё больше и больше. К 1872 году их насчитывалось более 150, и места в гостиной уже не хватало. В 1874 году было построено новое здание. Павел Михайлович собирал картины более 20 лет. Спустя годы у Третьякова появился соперник в деле собирания русской живописи – сам император России Александр III. Он был всегда недоволен, когда видел на картинах отметки «картина куплена П.М. Третьяковым». Поэтому последовало распоряжение – не продавать картины с выставок до посещения высочайших особ.
Сегодня собрание Третьяковской галереи насчитывает около 180 тысяч художественных произведений. Но любая картина – это не просто холст с изображением человека или пейзажа. Это особый взгляд художника, его своеобразное обращение к зрителям, к каждому из нас. У картин, как и у людей, свои истории. И порою эти истории, удивительные и волнующие, окружены ореолом тайн и загадок. Мы выбрали картину В. Перова «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»).
Как пишут критики, когда смотришь на его картины, «сердце сжимается, хочется плакать». Из обличителя и сатирика художник не случайно превращается в «поэта скорби». Собственная жизнь порой кажется ему беспросветной – всего пять лет семейного счастья с первой женой заканчиваются трагедией: Перов хоронит супругу, а потом и двоих старших детей. В живых остаётся только младший сын Владимир, который пойдёт в отца и вырастет художником.
Сначала выяснили, кто такие ученики мастеровые. Нашим детям такое «учение» и в страшном сне не снилось! Детей отдавали «в учение» в мастерские, фабрики, лавки и магазины. Жизнь их была тяжела: скудное питание, тяжёлая работа, побои и унижения. Спустя годы бывший ученик вспоминал: «Нас заставляли таскать ящики весом три-четыре пуда из подвала на третий этаж. Мы носили ящики на спине с помощью верёвочных лямок. Часто падали и разбивались. Хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лестницу». Сюжет «Тройки» мало понятен сегодняшнему зрителю с первого взгляда и требует разъяснений. Здесь изображены крестьянские дети, отданные в обучение в город к мастеровым. Они используются как дешёвая рабочая сила: тащат обледенелую бочку с водой.
Эта картина написана на основе реальных событий. Однажды на глазах у художника трое детей не смогли удержать сани, на которых везли бочку, та опрокинулась и превратила улицу в сплошную ледяную горку. Закоченевшими руками ребята вернули её на место и вновь направились к проруби. История создания полотна имела ещё более трагическое продолжение. Мальчик Вася, единственный сын крестьянки Марьи, с которого Перов писал центрального персонажа «Тройки», через три года умрет от оспы, а его мать придёт к художнику с узелком мелочи и просьбой продать картину ей. Перов отведёт крестьянку к владельцу полотна Третьякову, в доме которого её оставят наедине с полотном, и Марья будет два часа на коленях молиться на эту «Тройку» как на «Троицу».
«Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение её дорогого и незабвенного сына. Ни мой приход, ни шаги ушедшего слуги не развлекли её внимания; она ничего не слышала, забыла обо всём окружающем и только видела перед собой то, чем было полно её разбитое сердце», – рассказывал Перов. Художник потом специально для Марьи напишет портрет её мальчика Васи и пришлёт в деревню.
Такая тишина стояла в библиотеке, все слушали, не отвлекаясь на беседы друг с другом, забыв про свои любимые телефоны. Все были там, в картине, вместе с маленькими мастеровыми. Мне показалось, что от этой встречи ребята зарядились капелькой сострадания. Вся наша жизнь зависит от капли: капли внимания, капли доброты, капли тепла. Делитесь своими капельками, и мир станет добрее! Следующая экскурсия – Эрмитаж.
Наталья САДКОВСКАЯ, библиотекарь Кочневского ДК
Фото: www.culture.ru
На фото. Картина В. Перова «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»), 1866 г.
© Редакция газеты «Камышловские известия»