19 декабря в газете появилась заметка «Хочу учиться и жить с удобствами», в которой сравнивались условия жизни в общежитии и на съёмной жилплощади. При этом общежитие, на мой взгляд, было показано далеко не в радужном свете.
Перед иногородним студентом после поступления в вуз действительно стоит нелёгкий выбор места проживания. В 2005 году, когда мне посчастливилось попасть в ряды студентов Уральского госуниверситета им. А.М. Горького, как такового выбора и не было, поскольку финансовые возможности семьи не позволяли снимать жильё. Кроме того, прямо на зачислении нам — иногородним студентам — вручили бланки заявлений на поселение в общежитие, и в положенный срок (в конце августа) выдали ордера и ключи от комнат.
Наш студенческий городок состоит из шести зданий: четыре общежития, санаторий-профилакторий и один из учебных корпусов. Гуманитарии (будущие журналисты, политологи и социологи, филологи и философы) живут в «тройке» — самой весёлой и бесшабашной общаге УрГУ. Лучшие пять лет моей жизни проходили именно здесь. Осталось каких-то полгода до диплома — и придётся съезжать… Очень жаль.
А ведь всё начиналось непросто. Тогда, в «наше» время, первокурсники, заселяясь на новое место, из техники толком ничего не имели. Из благ цивилизации были чайник, радиоприёмник и светильник. Всё! Кроме того, оснащённость мебелью оставляла желать много лучшего. К примеру, в моей комнате не было шкафа, стульев и тумбочек. В общежитии есть негласное правило: хочешь жить хорошо — живи! Это вполне справедливо: если что-то желаешь иметь и жить с удобствами, действуй — вертись, крутись, доставай. Жизнь в спартанских условиях на первом курсе меня закалила в бытовом плане и сформировала способность выживать в условиях неустроенности жилья.
Другая проблема — взаимоотношения с соседями. Для всех хорош не будешь, и все для тебя — тоже, конфликты — это дело вполне обычное, случались и драки. Уважение надо заслужить, и при этом не дать себя в обиду, показать силу. К соседям постепенно привыкаешь, кроме того, вырабатываешь способы уединения: как бы присутствуешь и одновременно отключаешься от происходящего. Ко всему можно привыкнуть, причём в такой степени, что этого начинает не хватать.
Первый курс — самый сложный, но самый запоминающийся: вечеринки, знакомства, друзья. В памяти всплывает момент как мы — зелёные первокурсники — отмечали сдачу первой сессии в комнате одногруппницы… Шумели до трёх часов. К слову, к нам остальные студенты отнеслись с пониманием: первая сессия — это святое. Незабываемы моменты совместного переживания общаговских катаклизмов: пожар, отсутствие воды, отключение электричества, проверки комиссий, бесконечно долгий ремонт душа, проблемы с Интернетом… А наша легендарная студенческая взаимовыручка, совместная подготовка домашних заданий, взаимодействие студентов разных курсов? Это ценится особенно, поскольку подобное сложно найти, допустим, на квартире.
Со временем у нас в комнатах появились холодильник, компьютер с Интернетом, микроволновая печь, телевизор. Сейчас сложно представить жизнь без просмотра ТВ-передач и многочасового «зависания» в Интернете, который в нашей «тройке» (как и во всём студгородке) бесплатный, без ограничений и более-менее скоростной. Уже на четвёртом курсе моя комната стала немного напоминать маленькую квартирку: в ней уютно, нет соседки, имеющаяся мебель отвечает потребностям, есть всё, что нужно для нормальной жизни и учёбы. Такие же условия в комнатах других старшекурсников. Очереди в душ, шум, проблемы с электричеством — это мелочи, и они вполне переживаемы.
Студенческое общежитие — отличная школа жизни, кто-то её проходит, а кто-то нет, она учит жить и выживать самостоятельно, заводить новые контакты, дружить по-настоящему. Нам, набору 2005-го, осталось каких-то шесть месяцев — и придётся начинать новую жизнь, вне нашей общей «тройки», которая за четыре с половиной года стала родной. Мы теперь одна большая семья, нас сплотило студенческое общежитие, прекрасные годы в котором пролетают как один волшебный миг и… делают нас взрослыми.
Наталья КУЗНЕЦОВА, студентка 5-го курса УрГУ.
© Редакция газеты «Камышловские известия»