Сельское производство
Кто-то мечтает иметь нефтяную вышку, кто-то – сыграть Гамлета, кто-то – стать космонавтом или президентом. А Сахиб Мехдиев всегда мечтал иметь своё подсобное хозяйство и заниматься животноводством. Поэтому восемь лет назад он закрыл свою фирму в городе, продал квартиру и вместе с семьёй поселился в поселке Рассвет.
Екатерина ЧУПИНА.
– Начал с того, что купил 27 овец и семь коров, – рассказывает Сахиб Гамед оглы. – Потом приобрел несколько свиноматок. Каждый год покупал новых животных.
Так, постепенно развивал своё хозяйство Сахиб Мехдиев. Теперь у него 200 голов овец, 100 свиней, около 40 коз, примерно 500 кур, несколько кроликов и индюков, порядка 60 коров, половина из которых – дойные.
– Сначала было очень тяжело, – продолжает животновод. – Я же до приезда в Рассвет и коровы-то никогда не видел. Всю жизь прожил в больших городах: родился и вырос в Азербайджане, учился в Донецком авиационном техникуме в Украине, потом работал в Хабаровске, потом – в Екатеринбурге. Был даже момент, когда хотел обратно в город уехать… Но обратной дороги уже не было.
Мясо они реализуют на рынке, а молоко сдают кооперативу «Синергия» из Кочневского – ежедневно до 300 литров. Продавать приходится за 8-10 рублей за литр, а это почти в три раза меньше стоимости молока в магазине. Получается, производитель вкладывает больше всего трудов и меньше всего зарабатывает.
– Обидно, – говорит хозяин. – Мы круглый год работаем не покладая рук, а другие на этом деньги делают. Мог бы, конечно, сам заняться отвозом молока на завод, да тогда надо молоковоз покупать. А это дорого.
Расстраивает фермера, что шерсть с его пуховых коз и овец продать некому. Если раньше можно было в Сухом Логу сдать, хотя бы по 30 рублей за килограмм, то теперь и там не принимают. А ведь только с одной овечки можно получить в пределах десяти килограммов шерсти в год. Столько сырья пропадает…
В автопарке Мехдиева только два стареньких трактора и грузовая машина. В этом году планирует купить новый трактор и рулонник, чтобы сено заготавливать было легче. Банк дал ему на эти цели долгожданный кредит.
– Субсидии-то в помощь получаете? – спрашиваю.
– Видите ли, субсидии дают только на приобретение техники отечественного производства. А я посчитал, что мне выгоднее взять китайскую без субсидий, чем российскую с субсидиями.
Большая часть работы в хозяйстве делается вручную – и кормление, и уборка. Справляться помогают супруга, дочь и наемные работники – в зимнее время восемь человек, летом в два раза больше. До недавнего времени даже доили руками, теперь купили специальный аппарат для мини-фермы.
Вся жизнь у семьи Мехдиевых сосредоточена вокруг хозяйства. Летом встают в пять утра, спать ложатся в полночь. Зимой рабочий день длится с семи утра до восьми вечера. Выходные проводят на рынке. Благодаря их труду в селе еще сохранилась жизнь.
В поселке Рассвет три улицы. С редкими жилыми домами соседствуют заброшенные, уже превратившиеся в руины здания. Сегодня живет здесь всего девять семей. Кроме них, только еще в одном доме держат животных. И тем не менее, Мехдиевы на жизнь не жалуются. Они просто много работают и уверены, что, занимаясь сельским хозяйством, можно жить безбедно.
– Если бы не пили, и другие могли бы хорошо жить, – говорит Сахиб. – С одной стороны, безлюдность этих мест мне на руку, а с другой, работать некому. Приходится из других населенных пунктов работников везти.
– В селе можно только своим трудом выжить. «Левых» денег здесь нет, – продолжает он. – Вот вырастим овец, свиней, коров, продадим – тогда и будут деньги. Надо серьезно к работе относиться, и все будет получаться.
В этом году хозяйство Мехдиевых заняло первое место в районном конкурсе «Лучшее подворье». «Приятно, – говорит Сахиб. – Знают, что мы есть, и ценят наш труд».
© Редакция газеты «Камышловские известия»