Галина ШИПИЦЫНА.
Как бежит время! Ещё лет семь-восемь назад Василия Мельниченко знали, пожалуй, только в Свердловской области. Скажите, кто сегодня в нашей стране, если хоть немного следит за экономической ситуацией, особенно в сельском хозяйстве, не слышал о фермере из села Галкинского?
Можно по-разному относиться к деятельности Василия Александровича, но одного не отнимешь: руководителю небольшого даже по районным меркам хозяйства удалось пробиться к самой верхушке власти. И заговорить. Причём заговорить так, что услышали и запомнили. Его острые афоризмы типа «Уровень бреда в России превысил уровень жизни» мгновенно ушли в народ. Постоянная занятость, связанная с работой общественного движения «Федеральный сельсовет», созданного по инициативе В.А. Мельниченко, частые поездки по стране отрывают от дома, так что это интервью мы организовали в формате телефонного разговора.
– Василий Александрович, добрый день, каковы успехи «Федерального сельсовета»? Первые цели достигнуты?
– Когда мы создавали «Федеральный сельсовет» как общественное движение, то наша цель была достаточно банальна: добиться того, чтобы каждый гражданин мог радоваться, что живёт в России, чтобы все жили в достатке, всем было хорошо. Этого «Федеральный сельсовет» не добился. Как не добились подобной цели президент, Совет Федерации, Дума и общество в целом.
Однако могу сказать: «Федеральный сельсовет» стал заметным, известным во многих регионах, с ним считаются и общество, и власть. Мы разработали несколько серьёзных материальных программ для изменения ситуации в экономике, для выхода из кризиса. Это касается не только сельского хозяйства, но и социальных проблем, то есть наши программы направлены на социально-экономическое развитие территорий в полном объёме. Будет ли это утверждено правительством, возьмут ли наши планы за основу, мы пока не знаем, но в марте проводим всероссийский съезд политических и общественных сил сельского аграрного направления, в состав которого войдут члены некоторых бывших аграрных, промышленных и экологических партий.
Мы объединяемся в единую политическую силу – аграрно-промышленную группу «Зелёные». И в сентябре этого года попробуем предложить людей, которые возьмут на себя обязанность выполнить национальные проекты, подписанные президентом в 2018 году.
Когда я езжу по нашему Камышловскому району, приезжаю в Пышминский район, вижу, что рабочих мест нет, люди живут бедно, трудности есть. Ситуация не меняется – безработица, низкие заработные платы, бедность и опустение территорий – люди продолжают покидать сёла и деревни. Мы бы хотели приостановить вымирание села.
– То есть политическая жизнь бурлит. Как же обстоят дела на нашем уровне?
– К сожалению, мало сейчас приходится жить дома, в Галкино, однако все силы прилагаю, чтобы там что-то пахалось, сеялось. Покупаем технику. ООО «Галкинское» за два года приобрело три новых трактора «Кировец». Приобрели экспериментальную сеялку, сейчас будем покупать вторую, третью. Расширили пахотные земли. Помогли фермерам – вспахали почти 800 гектаров. То есть создаём мини-МТС. Скоро привезём четвёртый трактор и сможем помочь фермерам вспахать, продисковать и даже засеять порядка 2,5 тысячи гектаров. Короче говоря, пользы мало, а работать надо.
Понимаете, я даже Владимиру Путину говорил, что, живя в Галкино, практически три дома только для своей семьи построил. А людей в селе стало в два раза меньше, чем было, когда я начинал там свою работу. Если мы не поменяем политику отношения к развитию сельских территорий, то зачем я строил дома, зачем покупаю тракторы, если люди здесь не собираются жить?
И это важно. Путин мне ответил, что полностью со мной согласен. Вот вроде и президент согласен, а как видите, не получается. Нам нужно развитие, а оно может быть связано только с крестьянством.
– Пока о развитии трудно говорить…
– Надо, чтобы в Пульниково, Квашнино, Кочнево, Куровке, Галкино работали по одной-две фермы. С современным оборудованием, мощной кормовой базой. Для этого и покупаю тракторы. Для этого будем приобретать комбайны и прочую технику. У нас есть такие возможности. Я готов найти инвестиции, людей, готовых вкладывать средства в сельское хозяйство. Но власть должна идти навстречу. Чтобы мы вместе могли добиться результата, сказать: мы сделали почти так или даже лучше, чем сделал в «Скатинском» Игорь Рыков со своей командой.
У нас есть отличный пример – совхоз «Скатинский». Давайте этот хороший опыт перенесём на все наши сёла и деревни, чтобы везде работало производство. Может быть, так, как в «Скатинском», а может быть, лучше.
– А что с идеей кооперации? Есть движение?
– Только она и должна стать основой развития. Академия наук поддержала наши начинания. Есть публикации о том, что единственный способ развить сельские территории – это организация кооперативной экономики. Только это должна быть кооперация, подлинная, настоящая, организованная снизу, а государство должно взять шефство над ней. И будет отдача. Потому что сельские территории остались сейчас единственным драйвером роста экономики России. Больше оснований для развития, для нормального пополнения бюджета нет. Это мы можем стать заказчиками для промышленности, нам надо строить жильё, фермы, склады, гаражи. Нужны сотни тысяч тракторов и единиц техники. Поэтому Россия должна перестроиться с самого низа, это её единственный выход. И основа экономики – кооперация, в том числе сельская.
– Именно для этого вы «Кировцы» покупаете?
– Конечно, это и есть основа кооперации. Четыре больших трактора в Галкино будут работать. Поможем всем, кому надо. Однозначно мы должны обрабатывать камышловскую землю сами, создать десятки новых производств, обеспечить работу людей и постараться минимизировать безработицу, поднять уровень доходности всех сёл и деревень, достичь минимальной зарплаты хотя бы в 50 тысяч рублей. Это моя цель, моё кредо. У нас достаточно возможностей, и есть главный – земельный – ресурс, хотя бы в этом отношении Россия может стать достаточно уважаемой страной. Мы сможем произвести много качественной продукции и в достаточном количестве.
Но не надо ждать, надо начинать прямо здесь и сейчас. Тогда через несколько лет мы будем на хорошем уровне.
– И в завершение – один из ваших знаменитых афоризмов?..
– Однажды меня спросили: Василий Александрович, в чём у вас люди хранят деньги – в рублях или долларах? Я ответил, что наши крестьяне уже давно хранят деньги только в воспоминаниях. Нет у нас денег, но они должны быть. Поэтому нам надо этот афоризм исключить.
– Успехов вам, Василий Александрович, благодарю за разговор.
Фото из личного архива В.А. Мельниченко.
На фото. Василий Мельниченко с председателем АККОР (Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств) Владимиром Башмачниковым.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Удивительно,что он еще не депутат ГД.
Николай писал(а): :
Да мы его, возможно, ещё увидим там. Он сейчас больше бизнесмен и общественный деятель,чем фермер.А уж его умение говорить-дай бог каждому! Здравые мысли в его речах, кстати, присутствуют. Самое место в Думе! Выборы в сентябре,посмотрим.
Его слова, да в дело, но это не о нем.
Скоморохи всегда на Руси были.