Галина ШИПИЦЫНА
Давно хотелось рассказать о Татьяне Ивановне Постных. Нравятся мне её стихи – незатейливые и глубокие, нравится неравнодушие ко всему, беспокойный характер, её литературные гостиные.
Именно в такой гостиной, довольно уже много лет назад, я её впервые и увидела в городской библиотеке. Запомнилась хрупкая девочка у рояля, читающая стихи, и учительница с прерывающимся от волнения голосом. Позже узнала, что это учительница из Баранниковской школы Татьяна Ивановна Постных, а девушка у рояля – её старшая дочь Маша, участница всех затей, на которые Татьяна Ивановна весьма горазда.
Потом было много встреч, мы познакомились, но память всё хранит то первое впечатление.
А недавно я напросилась к ней на урок и оказалась на дискуссии в 11-м классе. Где-то книжными фразами, а где-то очень искренне ребята рассуждали о том, обязан ли каждый быть гражданином, об институтах общества. А она вела их ненавязчиво и аккуратно через сложности юношеского мировосприятия и максимализма. И участвовать в этом для меня было сплошным удовольствием.
Потом мы остались в классе – поговорить. Татьяна Ивановна меня удивила. Так подкупающе искренне и образно рассказывала о себе, что я как будто читала её стихи, такие же простые и непосредственные.
Говорила о детской вольнице, о родном посёлке Сарс Октябрьского района Пермской области:
– У меня очень счастливое детство, отрочество, юность, потому что я младшая в семье, где были любящие и любимые родители, два старших брата и сестра. В детский садик не ходила, выросла вольной. Все за мной присматривали, и в то же время я была сама себе предоставлена.
В посёлке был огромный деревообрабатывающий завод, где делали хорошую мебель, там работали родители. И неподалёку – целая дорога из опила, который свозили с завода, туда же выбрасывали разные ненужные вещи, очень интересные для детей.
– Какие только игры мы там ни придумывали! – рассказывает Татьяна Ивановна. – А дальше – лес, в который я лет с шести-семи каждый день ходила с подружками, собаками или одна. Кажется, с рождения чувствовала себя взрослой, потому что до школы все, с кем общалась, были старше меня лет на пять-девять – друзья братьев и сестры. Они меня с собой и в походы с ночёвками брали, и с крыши нашего большого сарая кататься. С малышнёй я не играла. А потом все выросли и разъехались учиться, а я пошла в школу. Так была потрясена, что я, оказывается, маленькая.
Школа сначала была мучением. Слушаю Татьяну Ивановну и представляю: наверное, непросто было первой учительнице Анне Александровне девчонку-сорванца научить быть школьницей.
– В первый класс пришла ни с чем, – продолжает моя собеседница. – Читать не умела: всяких других интересных дел и занятий в детстве много. Помню, как заставляли читать и пересказывать. Это была для меня трагедия. Давали книжки из классной библиотеки. Однажды дали «Чапаева». Он, конечно, недели две где-то у меня пролежал. А когда время подошло, я расплакалась, и всей семье пришлось мне читать и пересказывать. В середине первого класса в моей тетради появились двойки за прописи. И учительница требовала подпись родителей под ними. Ну, я и расписывалась… Тогда Анну Александровну боялась до смерти, а сейчас понимаю, что именно благодаря ей начала учиться хорошо. И теперь уверена: учитель должен быть не только добрым, но и требовательным. С середины второго класса я стала отличницей.
И училась дальше – на одни пятёрки. И школу полюбила, и книги. Так, что без них свою жизнь не представляла. Учиться после школы поехала в Пермь и поступила в педагогический институт на филфак.
Потом – красный диплом, любовь с первого взгляда, малокомплектная школа в соседней с родным домом деревне, замужество, переезд в Камышловский район (сначала в Галкино, через несколько лет в Баранникову), дочки Маша и Женя (умницы и красавицы, Маша уже состоявшийся журналист, Женя – будущий), любимый муж, школа, уроки, театральные и литературные гостиные, школьная газета, книги, поэзия…
– Ваше понимание профессии?
– Мне нравится работать с детьми, потому что они открыты миру. Почти 30 лет назад я пришла в школу, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное». И буду это делать до последнего дня пребывания в школе. Даже до самого непослушного ребёнка можно достучаться. Если не получается научить грамотно писать, то можно научить общаться, дружить, думать, не бояться выражать свои мысли и чувства. Очень хочется, чтобы люди перестали друг друга обманывать, не старались выглядеть лучше, а становились лучше. Мир спасут искренность, доброта и честность!
– Если не учителем, кем бы вы себя видели?
– В детстве хотела быть прокурором, чтобы сделать мир справедливее. Ещё мечтала стать ветеринаром, потому что очень любила животных и хотела их лечить.
– Ваши увлечения?
– Книги, театр, путешествия. Начала заниматься с детьми театром в первый год работы, поняв, что русскому языку научить большинство из них не смогу. А потом увидела, как меняются дети, побывавшие на сцене. Становятся увереннее в себе, учатся грамотно говорить. А во время репетиций гораздо эффективнее идёт процесс воспитания.
– Вы оптимист или пессимист?
– Оптимист. Мне очень нравится жить. Я люблю своих родных и близких по духу людей. На работу хожу с удовольствием. Считаю, что в школу можно идти, только если очень любишь свою профессию. Иначе погибнешь и погубишь многих.
– Ваше любимое время года?
– Весна. Она радует, особенно май, когда всё цветёт. С удовольствием хожу на огород, общаюсь с землёй. Иногда даже чувствую под собой земной шар.
Фото: Татьяна Ивановна Постных: «Если не получается научить грамотно писать, то можно научить общаться, дружить, думать, не бояться выражать свои мысли и чувства…»
© Редакция газеты «Камышловские известия»