Чт, 12 Сен. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 12 Сен. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Рутина или взятые обязательства?
05 сентября 2023, 14:00

Рутина или взятые обязательства?



Без галстука

Галина ШИПИЦЫНА

Владимир Иванович Верхорубов – человек строгих правил. 15 лет службы офицером в ракетных войсках стратегического назначения научили многому. И прежде всего – быть требовательным к себе и своим подчинённым. В этот раз мы беседовали о разных аспектах жизни главы сельского поселения, однако, так или иначе, разговор наш всё время возвращался к ключевому вопросу: «что такое работа главы – рутина или возможность улучшить условия жизни, помочь людям?».

– Как вы думаете, зачем простые люди, зачастую никогда не занимавшие руководящие должности, идут во власть?
– Надо определиться с категориями людей, которые к этому стремятся. Первая – это уже обладающие жизненным опытом, имеющие определённый опыт работы руководителями, достаточный кругозор, умеющие видеть главное и второстепенное, владеющие алгоритмом решения разноплановых задач для достижения конкретных результатов в условиях ограниченности финансовых средств, нехватки полномочий, отсутствия команды, несовершенства механизма исполнения федерального, регионального законодательств и прочее в данном ключе.

Вторая категория – когда человеку в определённый момент жизни откуда-то издалека показалось, что он реально может руководить муниципалитетом, не замечая скрытой от глаз скрупулёзной ежедневной работы, часто без выходных, для достижения конечного результата и будучи ответственным за всё. Человек думает, что сможет решить годами не решаемые вопросы. Этим он и руководствуется, проводя избирательную кампанию, раздавая обещания, в которые и сам порой слабо верит. Главное – победить, а дальнейшее разочарование не в счёт. Работа пойдёт по принципу: «сам мучается и народ мучает». В советское время это назвали бы словом «популизм».

Есть ещё третья категория людей, рвущихся во власть. Это выдвиженцы, строящие агитацию на жёсткой критике существующей власти, выхватывающие из контекста федерального законодательства, огромного океана интернета выборки о полной беспочвенности и недееспособности руководства муниципалитета. А «ловля блох» не раскрывает работу муниципалитета в рамках его полномочий, федерального законодательства, соблюдения требований надзорных органов согласно перспективам развития территории в социально-экономическом плане и задачам более комфортного проживания граждан с учётом отсутствия крупных федеральных экономических проектов на малой территории. Они завоёвывают сердца избирателей лозунгами, что власть всё обязана и что общественное самоуправление заключается не в привлечении населения к решению вопросов повседневной жизни, а в критике власти и призывах заставить её работать на народ.

В дополнение могу сказать, что эта категория кандидатов далека от вопросов муниципального управления, понимания, что деятельность власти по управлению территорией – это сложный процесс, требующий повседневной упорной работы, оценки обстоятельств, принятия иногда нестандартных решений во избежание чрезвычайных ситуаций и невосполнимых последствий.

– А как вы сами относитесь к критике?
– Каждый раз при встрече с критикой в адрес администрации задаю вопрос: «Где вы работаете?». И, дождавшись ответа, в какой отрасли работает человек, задаю следующий: «Как вы оцениваете качество своей отрасли?». Чаще всего получаю ответ: «Не очень». И диалог переходит в нормальное русло: как снять проблему или хотя бы заложить перспективы её решения в будущем.

Всегда говорю, что мнение населения воспринимаю спокойно; если вижу, что оно скажется положительно для поселения, принимаю его, стараюсь учитывать при организации мероприятий администрации. Если оно ошибочно, убеждаю, даю разъяснения через газету о том, какие последствия могут быть в будущем. Но любое слово народа – закон, хотя последствия воспринимаются так, что власть не приняла меры по недопущению негативных результатов.

Последние два социальных взрыва: переход многоквартирных домов села Обуховского из товарищества собственников жилья в управляющую компанию. Не смогли сами самоорганизоваться. Наняли УК, таковому и быть. Время покажет положительные и отрицательные моменты самоуправления или управления компанией. Второй – перевод вывоза ЖБО (принципиальная схема всех муниципальных образований в сельской местности и части домов Камышлова, не подключённых к центральной канализации) на услуги водоотведения в селе Захаровском. Удивило решение государственных органов, кроме Министерства энергетики и ЖКХ, занявших позицию кандидата в депутаты Думы Обуховского сельского поселения: организовать водоотведение в селе органами местного самоуправления.

Общественное мнение для меня – приоритет, и, уважаемые граждане, поверьте, ваша проблема всегда решается в ваших интересах, но глава поселения действует в рамках бюджетных полномочий. А насчёт реальной возможности помочь населению – вся работа в этом и заключается, это главное, личных амбиций нет. Хотелось бы сделать и больше, но у органов местного самоуправления есть ограничения. Мы всё делаем, что от нас зависит, может быть, даже больше. К сожалению, многое, что хотелось бы сделать сегодня или вчера, не удаётся сразу, но мы стараемся.

– Почему люди активизируются часто перед выборами?
– Основное население не склонно повышать активность перед выборами, люди обращаются постоянно, без ожиданий какой-то политической и общественной активности на территории. Другой вопрос связан с кандидатами второй категории, о которых я уже сказал. В период агитации они врываются в размеренный уклад жизни поселения, и оказывается, что всё чёрное – это белое, а белое – это чёрное. Начинается переписка со всеми инстанциями о том, что, оказывается, поселение живёт не по законам, что на собраниях народ вводится в заблуждение, и итог – социальный протест и обещания порядка.

– Так что же такое работа главы?
– Я же чиновник. Какие у меня должны быть ответы людям? Денег нет. Заложим в бюджет. Выйду на согласительную комиссию. Буду просить в области. Дойду до губернатора. Правильно? Лично я считаю, что главе поселения быть чиновником, а муниципальная власть относится именно к этой категории, практически невозможно. Просто констатировать или регламентировать законы и перспективы развития территории – это прерогатива высших эшелонов власти.

Есть утверждённый бюджет, рассчитанный по методике фактически проживающего населения, программа социально-экономического развития с финансированием согласно этому бюджету, дополнительная возможность привлечения средств областного и районного бюджетов по предоставлению трансфертов для исполнения разовых мероприятий по развитию. Но фактически ежедневно жизнь требует гораздо больших финансовых затрат по обеспечению минимально комфортного проживания населения. Изменения законодательства, распоряжения надзорных органов ещё более требуют увеличения финансов.

В содержании автодорог, подаче тепла, воды, работе уличного освещения, очистке территории от мусора и прочих моментах повседневной жизни сбоев не должно быть совсем. Аварийные, нештатные ситуации должны ликвидироваться немедленно, без оправданий, что денег нет. Я уже давно выработал стиль работы как руководитель: особое внимание уделяю личному контролю, не жду, когда выйдет срок исполнения, иной раз стараюсь работать на опережение.

Обращения граждан также являются задачей быстрого реагирования. Сложно решаются ситуации, когда заявитель, даже не пообщавшись со мной, начинает писать и жаловаться во все инстанции, плохо понимая предмет проблемы.

– Вы однажды сказали, что власть должна быть сильной. В чём сила хорошего главы?
– Всегда с иронией говорю: кто за чем идёт во власть. Как говорил герой фильма «Брат», «сила в правде». Наверное, надо чаще давать обещания того, что не можешь сделать. Люди, конечно же, хотели бы жить в плену иллюзий. Но я не обещаю, говорю прямо. Все направления деятельности охватываю лично, мне за то, что произошло на территории поселения за 10 лет, не стыдно. Сила в высокой работоспособности плюс доступность и возможность жителям обратиться к главе по личному телефону вне зависимости от рабочего времени. Основной принцип как на производстве: не жди, когда пожалуются, предвидь с перспективой.

Читайте также:  Навигатор в море профессий

– Назовите сильные, на ваш взгляд, стороны Обуховского сельского поселения.
– Администрация постоянно выступала и выступает лидером в реализации проектов развития территории: концессионные соглашения, энергосервисные контракты, капитальный ремонт МКД, установка и запуск системы водоочистки, арендные отношения по размещению объектов культуры и спорта. В рамках бюджетных обязательств – развитие объектов тепло- и водоснабжения, автодорог местного значения, системы уличного освещения, общественных территорий для досуга населения. Многогранная система культуры и спорта.

– Говоря об арендных отношениях, вы имеете в виду долгожданное открытие в этом году библиотеки в здании, принадлежащем частному предпринимателю?
– Так мы решили многолетнюю проблему отсутствия в Обухово помещения для дома культуры. Постарались вместе с собственником Светланой Толстовой сделать хорошо и красиво. Есть комфортный зрительный зал на 60 мест, танцзал с зеркалами, работает хореограф. Собственником здания всё сделано так, как спроектировали мы. Сейчас проходимость посетителей – 4% от всего населения. Хотелось бы большей активности людей. Главное – организовать кружковую работу для детей и клубные формирования для взрослых. Люди хотят заниматься по интересам, но надо, чтобы их кто-то организовал.

Заключили договор с «Уральскими зорями» на круглогодичное проведение спортивных мероприятий, взяли в аренду земельный участок под футбольное поле. Поэтому, конечно, такое сотрудничество, взаимодействие с предпринимателями очень важно.

– А слабые стороны у поселения есть?
– Уход частных компаний с основных направлений деятельности органов местного самоуправления, недостаточное финансирование и низкая профпригодность специалистов в области ЖКХ снизили показатели эффективности. Снова вернулись к созданию МУП и МКП. Думаю, это хотя бы повернёт ситуацию к стабильности.

Деятельность сельского поселения как муниципального образования показала неэффективность этого статуса; нереально развивать территорию, имея по полномочиям и финансам возможности только для частичного развития. Сгенерировать любую идею можно, можно финансово её подкрепить. Но воплощать часто не с кем.

– Так всё же рутина или нет?
– Как это можно назвать – повседневной работой или рутиной? Она монотонна и однообразна. «Почему лампочка опять не горит?» «Почему трактор грёб, а до меня не доехал?» «Почему тополь вчера на мой двор упал?» Это как конвейер. Пока он движется, рабочий трудится. Если не работать постоянно, всё остановится.

Оборудование новое в котельную поставил. А кочегары напиваются. Что я могу сделать? Все сейчас говорят: надо создавать рабочие места. Рабочих мест полно. Работать никто не идёт. Так государство приучило. Зачем работать, к примеру, кочегаром, если в службе занятости ему и так платят минимальную зарплату.

У нас две позиции – бездействие или превышение полномочий. Вот и выбирай. Хотя виноват в любом случае. Считаю, что если бы нам давали возможность как-то самим выкручиваться, можно было бы хотя бы чуть-чуть улучшить ситуацию. Хотя бы подправить. Я всё понимаю, трудностей везде много. Но как географически «приземлить» законодательство? Почему закон должен работать одинаково в Москве и в Обухово? Почему, если везде нет порядка, мы должны быть красивыми? Хотя мы далеко не худшие, я поездил по стране, могу сравнивать.

Надо готовиться к объединению района и сельских поселений уже сейчас. Не так, как было, когда мы принимали от района имущество в том состоянии, в каком всё было тогда. Но даже если это не произойдёт, взаимодействие района и поселений нужно переводить на другой уровень.

– Вот теперь я понимаю, почему вы создали вокально-инструментальный ансамбль. Нужна отдушина.
– Мы туда приходим – абсолютно разные. Я глава поселения, Олег Макарян – глава района, Григорий Тремасов – пенсионер. Михаил Перегримов – музыкант в третьем поколении. Андрей Кощеев – учитель ОБЖ в Октябрьской школе, Владимир Колосов – кузнец, Александр Зубакин – производственник. Мы из разных поколений, разной ментальности, с разными производственными активами. Редкий случай, когда говорим о работе. Думаешь только, как сыграть. Домой приходишь – на душе хорошо. Могу это состояние сравнить с рыбалкой, предпочитаю зимнюю. Там – своё: приедешь, уйдёшь куда-то подальше от всех. Поставишь термос – и на пять-шесть часов отключаешься. Приезжаешь домой – голова лёгкая, чувство, будто перезагрузился полностью.

Правда, работа всегда остаётся с тобой. Телефон никогда не отключаю. Могут даже ночью позвонить. Говорят, работу не надо приносить домой. Но моя жена – как жена декабриста. Во время службы меня по 250 суток в году дома не бывало, когда дежурили на вахте. А ей не было и сейчас нет разницы, кем я работаю. Главное – дом, семья. Но когда с работы приносишь негатив, он прорывается. Ты через душу всё пропускаешь, хотя понимаешь, что так нельзя, особенно когда говорят, что ты ничего не делаешь. Я результаты своего труда сам оцениваю, потому что моё кредо: пришёл работать – работай.

– А почему вы стали военным? Наверное, видите и оцениваете сегодняшние события не так, как все?
– Всегда любил порядок, командный стиль управления, субординацию. В 1970-х годах было почётно быть офицером, но с обязательным условием получения высшего технического образования с дипломом общесоюзного образца. 15 лет армии оставили в душе способность военные темы и события воспринимать обострённо, когда понимаешь, что все, кто на войне, – герои.

Каждый день внимательно слежу за происходящим на фронтах Украины. Многое не укладывается в голове. Сам прожил в Одессе с 1989-го по 1993 год, жена родом оттуда. Но политическую оценку происходящему давать не буду. В настоящее время с нашей территории мобилизовано 37 мужчин и пацанов. Ещё 15 служат «за ленточкой» по контракту. Многих провожал лично. Очень печально, что возвращаются не все, выражаю соболезнование родным и близким погибших ребят, память о них будет вечна. Сейчас мужчины приезжают в отпуск, многие заходят ко мне пообщаться. За это я им говорю огромное спасибо. Глядя на них, вижу, что они повзрослели, приобрели жизненный опыт, а ведь некоторым всего лишь немного за 20. Горжусь, что они действительно честно исполняют свой воинский долг, значит, здесь, в глубинке, на Урале, не перевелись настоящие мужики.

Обидно, да, и они это тоже уже высказывают, что там они воюют, а для нас вроде всё как всегда, забываем, что идёт война. Всем желаю вернуться домой живыми, надеюсь, что когда они будут возвращаться, станут достойными помощниками в деревнях и сёлах по изменению морального облика населённых пунктов. Очень бы хотелось, чтобы они работали в органах местного самоуправления. Их понимание правды и справедливости многое может изменить. И нам, живущим вдали от военных действий, я бы пожелал: у нас тыл – это второй фронт, и чем сплочённей мы будем, тем меньше будет возможностей разваливать нас изнутри.

Фото Сергея Озорнина.
На фото. Владимир Верхорубов о вокально-инструментальном ансамбле: «Мы из разных поколений, разной ментальности, с разными производственными активами. Редкий случай, когда говорим о работе.  Думаешь только, как сыграть. Домой приходишь – на душе хорошо».

 


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.