Вт, 2 Июн. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
С грехом нужно бороться, а грешников любить, понимать и прощать
18 апреля 2020, 10:00

С грехом нужно бороться, а грешников любить, понимать и прощать



Беседы с батюшкой. 

Галина ШИПИЦЫНА. 

Сегодня, накануне одного из главных христианских праздников – православной Пасхи – мы беседуем с помощником епископа по вопросам взаимодействия церкви и общества, благочинным Камышловского и Богдановичского церковных округов иеромонахом Гавриилом. Тема очередного разговора – греховность и безгрешность, терпимость, толерантность и всечеловеческие ценности.

– Отец Гавриил, скажите, есть ли в нашем мире безгрешные люди?
– Безгрешных людей нет. И никогда не было со времён Адама и Евы. Другое дело, что есть люди кающиеся, а есть некающиеся. Причём одни просто не знают, что им надо каяться, а другие знают, но не хотят. Это хуже. Когда не знаешь о грехе, ты не виноват в своём незнании. Но когда узнал, надо серьёзно задуматься.

Когда не знаешь о грехе, ты не виноват в своём незнании. Но когда узнал, надо серьёзно задуматься
– Сегодня стало модным слово «толерантность» – то есть терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Церковь толерантна к грешникам?
– Слово какое опасное. Толерантны были мученики по отношению к тем, кто их мучил. Что такое толерантность? Это несопротивление. Терпение, принятие того, с чем не можешь справиться. Когда мученикам отрубали головы, они ничего не могли с этим поделать и были толерантны к этому. Но не дай Бог никому такой толерантности.

Что касается терпимости, то к чему терпима церковь? Со времён Христа – к каждому грешнику. Но никогда не терпима ко греху. Люби грешника, но ненавидь грех, потому что грех – это зло. Его нужно ненавидеть, с ним нужно бороться. А грешника – несчастного, бедного, который страдает от своих грехов, нужно всегда любить, понимать и, по возможности, по-христиански прощать. То есть обязательно давать ему шанс. Наконец, мы всё-таки русские люди, поэтому надо бы и выражаться по-русски. А не новомодными иностранными словечками. Лучше говорить – уважение, терпение, нежели использовать в речи понятия сомнительного свойства.

– Исходя из ваших слов, терпение и толерантность – это ценности разной природы, разного свойства?
– У философа Владимира Соловьёва есть принцип всеединства. Мы, действительно, все едины в Боге, если смотреть с православной точки зрения. Существует термин «общечеловеческие ценности». А Соловьёв всегда говорил про «всечеловеческие ценности». Всё человечество, так или иначе, обладает ценностями, они есть даже у дикарских племён. А «общечеловеческие ценности» – термин, введённый английскими колонистами в XVIII веке в своих колониях, где они, считавшие себя образованными, культурными людьми, насаждали туземцам собственные ценности.

Как только ты признаёшь общечеловеческие ценности, ты говоришь: я, как тот индус, перед вами, вы мои хозяева. Говорите, что мне делать. Я толерантен и буду выполнять всё, что прикажете. Толерантность, если посмотреть шире, медицинский термин и обозначает в разных вариациях самое простое: организм толерантен, когда не сопротивляется внешнему влиянию и не замечает того, как постепенно умирает. Толерантность, по большому счёту, это смерть, которую мы не замечаем.

Когда-то всё человечество обладало едиными, скажем так, европейско-христианскими ценностями. Это было до раскола церкви на западную и восточную. А потом, согласно Соловьёву, у каждой ветви появились свои ценности, и это сохранилось. Людям остаётся договариваться, и в большинстве случаев так и происходит. Но можно и насаждать. Так, например, весьма «удачно» реализовал программу толерантности и общечеловеческих ценностей рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер в системе концентрационных лагерей. У него был хороший помощник – условно его называли «ангелом смерти» – Йозеф Менгеле, который непосредственно занимался толерантностью физиологической. Проверял, насколько организм человека толерантен к холоду, когда его погружали в ледяную воду, ставили и другие страшные опыты на людях.

Самое ужасное и циничное здесь, с точки зрения медицинского аспекта, то, что добытые такими бесчеловечными опытами результаты исследований сейчас спасают людей. Мы во Второй мировой войне взяли Рейхстаг, а институт Аненербе захватили американцы, и к ним попало большинство немецких наработок. Думаю, все эти исследования можно было бы провести, исключая бесчеловечный подход, просто больше бы ушло времени.

– Так значит, грех можно и нужно простить?
– Западная цивилизация зиждется на юридическом подходе к церкви, грехам, Евангелию. Если в духовном плане смотреть на заповеди как на закон – значит, практически возвращаться к Ветхому Завету. Но закон тем и опасен, что это слишком жёсткие ограничения. Согрешил – нарушил закон. Значит, ты преступник. А что делают с преступником? Наказывают. Сейчас давайте рассмотрим православный подход. Заповедь – это как указатель на столбе: не влезай – убьёт, не пей – яд. У нас ко всему своего рода медицинский подход, с заботой о человеке. Нарушил человек заповедь – значит, согрешил, обжёгся, отравился. Как мы на него смотрим? Он болен. А больного разве казнят, наказывают, убивают? Его лечат. Его надо вылечить, здоровье ему сохранить – вот это православный подход к грешнику.

Читайте также:  Кресты над храмом

– Однако с такой позиции можно оправдать и убийство?
– Совершенно верно. Потому что в Евангелии сам Господь говорит: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. А кто крестится, тот в соответствии с Евангелием очищен». Это не означает оправдывать убийство как факт. Грех сам по себе надо ненавидеть. Грешника надо любить.

Почему раньше существовала смертная казнь? Христианская церковь всегда её принимала, потому что это была последняя надежда раскаивающегося грешника. Бывают такие грехи, которые можно искупить только кровью. И порой для человека верующего, но страшно согрешившего, казнь была действительно праздником души. Значит, он своей кровью наконец мог искупить то, что натворил. А потом казнь отменили.

Поэтому здесь очень тонкие грани. И по поводу смертной казни тоже в священном писании находим слова: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён». То есть тело казнят, а душа, омыв кровью свои грехи, получит надежду на спасение. Но при этом должно быть покаяние, пока ты жив. Осознание того, что ты неправильно поступил.

На западе юридический подход ко всему, у нас – медицинский, если хотите, педагогический. Причина – разный уклад жизни, разные взгляды, мировоззрение.

К чему терпима церковь? Со времён Христа – к каждому грешнику. Но никогда не терпима ко греху
– И в завершение – отдельный вопрос. В школьные программы несколько лет назад был введён курс «Основы религиозных культур и светской этики». Ваше отношение к нему?
– Волею судеб получилось так, что я стоял у истоков появления этого курса. Я служил тогда ещё в Нижнем Новгороде и состоял в экспертном совете синодального отдела религиозного образования катехизации русской православной церкви. В рамках своей деятельности я входил в рабочую группу по разработке концепции курса. Надеюсь, самое главное, что мы планировали, должно в итоге получиться. Здесь в основе не вопрос веры, а культуры, истории. Есть политическая история, а есть история, которая связана с культурными традициями. А они в свою очередь связаны с духовным наследием. Школьникам нужно знать отечественную духовную культуру. Не зная культурно-духовной истории, сложно понять наших предков и своё место в мире. Курс этот предполагает разъяснение простых и важных вопросов: что такое храм? почему у него такие купола? И так далее. Есть о чём поговорить. А поскольку курс светский, он предназначен не только для крещёных. Независимо от личного выбора веры, в светской школе ребёнок может изучить культуру, традиции своей духовной среды. Основы православной культуры, ислама, буддизма. Ну а если не хочет никакую из этих культур изучать, должен как минимум знать правила общежития.

Я предлагал ввести понятие «гражданская этика». Но использовали термин «светская», хотя я оспариваю научность данного термина, поскольку какая угодно этика может быть светской. Мы же гражданское общество строим…

– Благодарю за общение. 

Напоминаем, что в ночь с 18 на 19 апреля телекомпания ОТВ покажет праздничные богослужения сразу из нескольких соборов и храмов, в том числе Свято-Троицкого кафедрального собора. Начало трансляций в 23.30. Екатеринбургская епархия предлагает всем прихожанам молитвенно присоединиться к богослужениям посредством онлайн-трансляций.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: