Увлечения
Вечер одной из сентябрьских пятниц. Электронное письмо: «Хочешь полетать? Приезжай, встречу». Не вопрос. Еду на окраину города к телевышке.
От остановки идём по тропинке к обрыву карьера. Признаться, никогда здесь не была. Под нами – огромный котлован, где-то далеко впереди крошечные домики, сзади жилой квартал. А здесь, на склоне, только огромное, фантастически красивое небо с предгрозовыми тучами, много, очень много воздуха. И ветер, такой, что, кажется, раскинь руки – и тебя подхватит и закружит воздушным течением.
Подхожу к краю обрыва: да, кувыркаться здесь долго, глубина, пожалуй, не один десяток метров. Какая-то нереальная, завораживающая красота у этого места.
– Ну что, убедилась, как здесь здорово? – это мой спутник, который всё это время готовит «снаряжение». – А говоришь, летать негде.
Это Анатолий Иванович Смертин, авиамоделист и «летатель». Года четыре назад «заболел небом», как оказалось, неизлечимо.
– Смотри! – он берёт в руки легкокрылую «птицу», подходит к самому краю, замахивается и резко кидает самолётик вперёд, в пропасть. Сердце моё ухает куда-то вниз, а модель взмывает ввысь и начинает парить, планировать, выделывать виражи и воздушные пируэты.
Мотора у такой «птички» (в отличие от тех моделей, которые мне доводилось видеть раньше) нет, управляется только радиосигналом от пульта в руках пилота (назовём его так). И – ветром. В то, что «ветер, ветер, ты могуч», веришь здесь безоговорочно.
Модель бесшумно скользит высоко-высоко, соперничая с недоумевающими птицами. Вдруг – резкий разворот, снижение к самому дну карьера, снова резко, почти вертикально, вверх. Штопор, мёртвая петля, круг по всей ширине карьера, и – жестковатая посадка рядом с нами, носом в траву.
Перевожу дух. Оказывается, прошло всего три-четыре минуты, и всё это время я следила за полётом почти не дыша: немножко жутко, азартно, завораживающе, невероятно красиво (представьте, ярко-жёлтая модель на фоне тёмно-серых туч, освещённая лучами пробивающегося солнца). Магия? Обыкновенная физика.
Анатолий хорошо знает законы аэродинамики и, управляя самолётиком, подчиняет воздушные потоки. Мало того, пытается объяснить техническую строну процесса мне. По правде говоря, от физики я страшно далека, но старательно делаю вид, будто кое-что понимаю.
Ветра (а сюда, кажется, они слетелись отовсюду), дующие в склон горы, образуют воздушную зону постоянно восходящего потока, который нужно «поймать». В том-то и суть – удержать, вести модель в этом потоке, одновременно подчиняясь и сопротивляясь ему. В мире авиамодельного спорта такая разновидность называется «слоп» (от английского «slope» – склон), а модели, соответственно, «слоперы».
Их можно купить. Но Анатолий Иванович мастерит (как и другие свои модели) сам. И все планеры у него разные, образцов много, фантазии – ещё больше. Его слоперы разлетелись уже по всей стране: в Питере, Смоленске, Тамбове, Москве, Екатеринбурге бороздят небеса над склонами. А виды их самые разные: Алула, weasel (на сленге – Васёк), CombaZ. Названия иностранные, так как изобрели этот спорт американцы.
Мы провели на склоне минут сорок. Ветер то стихал, то усиливался, гроза откуда-то с юго-запада всё приближалась. Даже сердитые вороны, готовясь к дождю, перестали обращать внимание на ярких крылатых конкурентов. Не обошлось и без небольших аварий. Пару раз – преждевременная посадка почти на дно (наверное, ветер «сорвался»). Анатолий привычно спускается по склону и возвращается: очень хорошая зарядка, говорит. Один CombaZ не выдерживает спора с ветром: при посадке треснуло крыло. Но это не беда, починка – важная часть процесса авиамодельного и спорта, и, я бы сказала, творчества.
Всё, налетались, пора возвращаться. Хотя я не впервые на полётах, здесь, на склоне, масса новых ощущений. И уже хочется быть не только зрителем, а самой прикоснуться к небу, хоть на мгновение почувствовать, как это – поймать ветер. В тот раз я не отважилась попросить об этом. Однажды решусь.
И несколько вопросов после полётов:
– В детстве играл в самолётики?
– Не помню за собой такого увлечения. Родители как-то купили комплект для изготовления кордовой модели. Открыли коробку, а там фанерки кривые и покоробленные. Может, это и повлияло.
– Почему тянет в небо?
– Леонардо да Винчи говорил: «Раз испытав полет, твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, ты на всю жизнь обречен тосковать о нём». Не полетаешь день-два – тянет.
– Какой был первый самолёт?
– Цесна-150, тренер-верхнеплан. Первый полёт был перед новым годом в мороз минус 20 градусов.
– Сколько всего построил моделей? Сколько времени уходит на создание одной модели?
– Сейчас уже и не сосчитать, сколько сделал – наверное, к 50 подходит. Некоторые модели делаю по нескольку раз. Всё зависит от их сложности и наличия свободного времени – занимает от трёх вечеров до трёх недель. Иногда начинаешь, и пропадает интерес, так и лежат, пока «муза» не придёт.
– В чём самая фишка, чтобы сидеть и делать, а не купить готовую?
– Очень редко встречаются хорошо летающие готовые модели. Если летают хорошо, то и стоят дорого. Делать самому интереснее. Некоторые, заплатив порядочную сумму, разбивают модель на первом-втором полёте.
– Что чувствует человек, управляя моделью? В чём кайф?
– При облёте новой модели – выброс адреналина. Если уже модель «научена» летать – то, скорее, релакс, и драйв при сильном ветре.
– Авиамоделизм – это увлечение, диагноз, образ жизни или что-то большее?
– Увлечение, переходящее в диагноз образа жизни.
Галина ШИПИЦЫНА
Кстати
В городе и районе работают кружки авиамоделистов для детей и подростков. Руководитель – В.А. Суворов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Анатолию Ивановичу и детскому кружку удачи и дальнейшего совершенствования/развития!
Спасибо Галине Ш. за хорошую статью и сотрудникам газеты КИ за оформление .
Да,статья интересно написана.Вместе с Г. Шипицыной и её героями ощутили водную стихию и,воздушную.Осталось спуститься под землю.Думаю дождёмся и этого.Тоже говорю спасибо за хорошую статью!
@ ljudmila:
Осталось спуститься под землю.
Это статья о гробовщиках будет?Как они любят закапывать гробы?
@ Николай:
Речь о хобби, а не о работе.
есть любители с металлоискателем походить
Я вот тоже не понял, речь в коментах идёт о хобби или о работе журналиста? Конечно же замечательно, когда журналист пытается донести до читателя свои ощущения от увиденного, но тогда это уже статья об ощущениях… а вот о хобби и о человеке, который этим хобби увлечён как то маловато будет. Всегда интересно узнать, как человек подошёл к тому или иному действу, поступку, в данном случае-как Анатолий увлёкся авиамоделизмом, что он за человек?, это очень важно, так как через газету общество получает примеры положительного образа жизни. Этот образ откладывается на подсознании у читателей, и чем таких публикаций больше, тем эффект будет выше. А эмоции…?, они понятны только тем, кто имеет об этом хоть какое то представление.
Я вот тоже могу описать своё восхищение от видов, открывающихся с вершин Эльбруса, но это всё равно, что описывать красоту любимой женщины… она такая, она такая… просто ах!
Вот неужели было бы интересно читать — детсад-школа-училище… да увидел самолёт — прибежал домой к старому утюгу приладил крылья — млиин не полетел
Вот это самое то , вопрос остался открытым, — как Анатолий до такой жизни дошёл?
Если человек не предпринимает попытки сделать больше, чем он может, то ему никогда не удастся сделать все, на что он способен.
Хорошее выражение, но мимо темы, у немцев есть другое выражение, — не надо делать больше чем положено, так как рано или поздно вы допустите брак или подорвёте здоровье. Наверное немцы не способны на трудовые подвиги, но какова производительность! @ KM:
Kook2 писал(а):
«мужик сказал -мужик сделал» (c)
все ждем статьи тут в КИ от тебя и поговорим в коментах об ощущениях твоих и наших.
@ Korr:
Да, да! Поддерживаю!
Опус читать вряд ли стану, но вопросов в кометы накидаю мама не горюй.., это точно!