Главная тема: толерантность
Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских, и иных кровей,
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные,
Но вовек – ни завтра, ни сейчас –
Отделить нельзя нас от России –
Родина немыслима без нас!
Михаил Львов.
Россия – многонациональная страна, и, как ни крути, русским постоянно приходится сталкиваться с представителями других национальностей в своей повседневной жизни. Помимо коренных народов, испокон веков живущих бок о бок с нами, на территории России живут и работают те, кто не является её гражданами. Некоторые из них живут здесь не один год, другие мигрировали совсем недавно.
Накануне Дня народного единства, который страна праздновала 4 ноября, в новостных лентах Всемирной паутины то здесь, то там я натыкалась на заголовки статей, посвященных «Русскому маршу», и реакции на него мигрантов в лице главы Федерации мигрантов России Мухаммада Амина Маджумдера. Будучи весьма озабоченным проведением данного мероприятия, он обратился в мэрию Москвы с просьбой отменить марш, либо перенести на другой день. Это высказывание получило в обществе широкий резонанс, зачастую носящий негативную окраску.
Мнения у людей разные
В Камышлове, как и почти в любом другом городе нашей необъятной страны, тоже можно видеть выходцев из стран ближнего зарубежья. Отношение горожан к мигрантам весьма вариативно, но, проводя мини-опрос, резкого негатива я не встретила. Судите сами. Вот несколько мнений:
Николай, 30 лет:
«Я знаю семью казахов, они мои хорошие друзья – спокойные, работящие, мужчины не пьют, не курят…»
Евгения, 22 года:
«Я не против, но их действительно много у нас в стране, и некоторые ведут себя, мягко говоря, плохо. Нужно уважать наши традиции, а не устанавливать свои порядки».
Екатерина, 29 лет:
«Я не страдаю расизмом, но правила поведения в нашей стране никто не отменял».
Елена, 51 год:
«Мне их жаль… Когда человек покидает родину и семью, работает за копейки и испытывает разного рода неудобства – это ужасно».
Что думают специалисты
Желая узнать о фактической части интересующего меня вопроса, я побеседовала с сотрудницами миграционной службы Камышлова Татьяной Юрьевной Порошиной и Верой Николаевной Мироновой. «Существуют две категории мигрантов, – рассказывает Вера Николаевна, – в первую входят люди, временно пребывающие на территории РФ, это, прежде всего, те, кто приехал на заработки или в гости к родственникам. Вторую категорию составляют проживающие в стране постоянно, они имеют вид или разрешение на жительство. То есть это те, кого можно назвать потенциальными гражданами».
Ситуация с начала 2012 года по октябрь следующая: временно пребывающих было зарегистрировано 907 человек, а имеющих вид и разрешение на жительство – 111. На мой вопрос о том, мигрантов какой национальности больше всего в Камышлове, Татьяна Юрьевна и Вера Николаевна ответили, что это – граждане Таджикистана. Они удерживают первую позицию как среди временно пребывающих, так и среди тех, кто живет у нас постоянно. Затем идут узбеки и казахи. О каких-то резких колебаниях динамики притока мигрантов говорить не приходится, в Камышлове их число держится почти на одном уровне.
Для того, чтобы стать полноценным гражданином, мигранту приходится ждать от полутора до шести лет. «Однако существует и упрощенный порядок получения гражданства, – рассказывает Вера Николаевна, – им могут воспользоваться уроженцы РСФСР, родственники граждан РФ, пенсионеры, на чьем иждивении находятся неработоспособные дети». К ситуации каждого человека сотрудники миграционной службы подходят сугубо индивидуально.
В семье Мирзоевых
После всего услышанного мне очень захотелось встретиться с семьей мигрантов, чтобы послушать рассказ об их житье-бытье из первых уст. Со мной любезно согласилась встретиться семья Мирзоевых, в лице главы семейства Махмадрасула Алиевича и его жены Фатимы. Махмадрасул, педагог по образованию, живет в России уже 16 лет. Сначала он приехал один, на заработки, а через четыре года к нему приехала супруга. На мой вопрос о том, тяжело ли было обживаться в чужой стране, он ответил, что никаких препятствий и проблем не возникало.
– Сотрудники УФМС в лице Татьяны Юрьевны Порошиной и Александры Анатольевны Ильиных помогали с оформлением регистрации. Они удивительные люди, так много хорошего мы видели от них! – рассказывает Махмадрасул. – Сначала я работал в сфере торговли, потом перешел в строительство, а теперь занимаюсь и тем, и тем. Помимо работ в частных домах, мы принимали участие в строительстве детского сада по ул. Пролетарской. Теперь вот строим новый торговый центр на перекрестке улиц Советская – Гагарина.
Рассказывая о родине, Махмадрасул упомянул о том, что связи с родственниками, живущими в Таджикистане, непременно поддерживаются.
– Пусть мы вдали от дома, но руководят нами старшие – наши родители или старшие братья, – вставляет имам Камышловской мусульманской общины Даврон Хазрат, зашедший к Мирзоевым в гости. – От перемены места жительства наши традиции не меняются. Как и в Таджикистане, здесь мы также ходим в мечеть, также обучаем детей Корану, носим свою традиционную одежду. Мы не видим сопротивления или недовольства со стороны камышловцев, и это очень радостно, везде мы встречаем только хорошее отношение.
Но вот подошло время молитвы, и, оставив мужчин, я прошла на кухню, где Фатима с дочкой Мукадас готовили ужин. Помимо старшей дочери, в семье есть еще двое детей – сыновья Комрон и Муборакшо. Мукадас учится в четвертом классе, она – круглая отличница. Женщины в таджикских семьях в основном сидят дома, занимаются хозяйством и детьми. На мой вопрос о том, какое же главное качество в мусульманке, Фатима и Мукадас единодушно ответили: «Уважать мужа и любить детей».
К тем, кто пьёт, нет уважения
Спустя некоторое время я вернулась к разговору с Махмадрасулом и Давроном о сохранении национальных традиций в России. Их, как и многих других, очень печалит поведение своих собратьев, которые, приезжая в Россию на заработки, перенимают не самое лучшее поведение местных жителей. «К тем, кто, приезжая, пьет и ведёт разгульный образ жизни, нет уважения, – делятся Махмадрасул с Давроном. – Мы не приемлем их образ жизни и не участвуем с ними ни в какой деятельности. Поэтому своих детей, живущих здесь, мы стараемся учить в духе наших традиций, держать в рамках приличного поведения». Махмадрасул высказал очень верную мысль о том, что хотя русские и таджики имеют разные религии, но культура общения и поведения схожи.
Один из самых главных вопросов – проблема взаимоотношений коренного населения и мигрантов – был также поднят в нашей беседе. Махмадрасул и Даврон утверждают, что личной ненависти человека к определенной нации быть не может, все это – предрассудки.
– Изменение отношения коренного населения к мигрантам в лучшую сторону – это реальная вещь, и это возможно с помощью добрых поступков с нашей стороны, – говорят мужчины. – Мы живём бок о бок, лучше узнаём друг друга, и ситуация налаживается. В Камышлове мы уже не слышим в свой адрес дурных высказываний, а всё потому, что в ходе общения отношения меняются. В любом случае, приезжая в любой город, мы должны вести себя так, как того требуют нормы приличия и совесть.
Таджики приезжают сюда в поисках работы, и поэтому стараются избегать конфликтных ситуаций для того, чтобы спокойно работать и кормить семью, заботиться о родных и близких.
Такие вот удивительные люди живут у нас в Камышлове. Будем надеяться, что, познавая друг друга, мы будем выносить только хорошее впечатление.
Юлия ГОСНИЦ.
© Редакция газеты «Камышловские известия»