Много публиковалось в нашей газете копий документов о Камышевской слободе: и как место для неё нашли, как строили и кем должны были заселять. А поселенцев обеспечить пахотными землями, сенными угодьями и скотскими выпасами.
Обещали льготы на первые пять лет, определили для крестьян денежный оброк – 40 алтын с десятины земли в год (один алтын равен трём копейкам, одна десятина равна 1,09 гектара). 40 алтын с десятины по тем временам были довольно большой суммой. Кроме этого, крестьянам надо было обеспечить себе пропитание. Был ещё и продовольственный оброк. Его отменили лишь в 1861 году. Нелегко было оброчным крестьянам Камышевской слободы. Хотелось бы знать, как на самом деле обеспечивали их землёй, какие льготы были.
Однажды мне удалось найти такой документ. Это копия «Отводной памяти» (подлинник находится в Московской палате древних актов). Это документ об отводе земельных участков оброчным крестьянам Камышевской слободы двум братьям Шипицыным. Датирован 180 годом (1672 г.). Он в виде свитка длиной 56 сантиметров. Приведу перевод этой «памяти», сохраняя орфографию того времени.
«180-год, апреля 29 де по государеву Царёву и Великого Князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и Государя Благоверного царевича и Великого Князя Иоанна Алексеевича Всея Великия и Малыя и Белыя России указу и по верхотурской памяти столника и воеводы Фёдора Болшово Григоревича Хрущова да с приписю подячево Богдана Сафонова верхотурской сын боярской Михайло Тырков дал отводную памят камышевским оброчным крестьяном Юшку да Мишке Степановым детям Шипицыным на пашенную землю и на сковкой выпуск и под дворовую постовку и на сенные покосы а мяжи той пашенной меже и сковкому выпуску и дворовой поставке и сковкому выпуску с усем Калиновки речки в верх по Пышме реке до бору до верхнего конца а сверх бору на полуденную сторону по увалу прямо на могилной мыс а с мысу прямо на Калиновку речку на сосновой мыс которой за Калиновкой речкою а от того соснового мысу до усть Калиновки речки а под сенные покосы в усть Мостовки речки в верх по Пышме реке по правую сторону до Аченбетева озера прямо до бору до Мостовки речки а пахать им на себя собинные своей пашни прожив сразу Великих Государей и своего тягла а той и пашенные земли и сенных покосов и скотинного выпуску ни продат ни заложит ни в монастырь по душам своим не отдать а у досмотру были тое пашенной земли и скотинному выпуску и сенным покосом Камышенские беломестные казаки Захарко Трофимов Сенка Олексеев оброчные крестьяне мирская староста Сенка Иванов Родионко Анциферов Фетка Онтропов Сидорко Степанов Микитка Иванов Софонко Семенов к сей отводной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и Государя Благоверного царевича и Великого Князя Фёдора Алексеевича Всея Великия и Малыя и Белыя России и Государя Благоверного царевича и Великого Князя Иоанна Алексеевича Всея Великия и Малыя и Белыя России печат таможенную Камышевской слободы приказной Михайло Тырков приложил».
Из этой «Отводной памяти» видно, что братья Шипицыны получили пахотную землю, сенные покосы, скотский выпуск для пастьбы скота и дворовую поставку (строительство дома). Этой же «Памятью» братьям Шипицыным запрещалось: продавать, закладывать или передать в монастырь эти земли. Таким образом закрепляли их жить на новом месте.
Игорь БАЛЫБЕРДИН, участник Великой Отечественной войны, краевед
фото из архива Игоря Балыбердина.
На фото. Фрагмент «Отводной памяти» 1672 года.
© Редакция газеты «Камышловские известия»