Ах, какое все было необыкновенное в те дни, когда мы были детьми. Необыкновенным был
и наш камышловский музей. Располагался он в бывшей Александровской церкви. Само здание вызывало трепет. В пятидесятые годы в Камышлове таких больших зданий было мало, поэтому три храма с куполами — собор, педучилище, музей — привлекали наше внимание.
Рассказывали, что все три здания соединены подземными ходами, а в музее, говорили нам старшие ребята, есть скелет мамонта и чучело тянитолкая. Помните, в сказке Чуковского «Доктор Айболит» есть такой зверь, не имеющий задних ног, хвоста и всего того, чему полагается быть сзади. Преимущество его в том и заключалось, что он видел и тыл, и перспективу, и мог бежать в любой момент куда угодно.
Вот и пошли мы в музей выяснить, как можно попасть в подземный ход и посмотреть на тянитолкая. Сами понимаете, намеченное увидеть не удалось, но впечатление осталось глубокое. Лично мне запомнились чучело медведя и скелет мамонта, большущие китайские вазы, чуть ли не в рост семилетнего ребенка, а еще пионерские галстуки Героев Советского Союза. Конечно, на них обратила наше внимание хозяйка музея, приветливая и серьезная А.М. Белоус.
Кстати, благодаря знакомству с Антониной Михайловной я узнала историю создания музея и о людях, работавших там. Но все по порядку.
Почти 20 лет в нашем городе не было музея. А камышловцы вспоминали те добрые времена, когда можно было познакомиться с прошлым родного края. В преддверии
300-летия города решено было вновь его создать. Антонина Михайловна — одна из организаторов этого дела — согласилась и возглавить его. А было ей в том году 67 лет.
— Я считала возрождение музея своим долгом, — говорила она.
Ведь в 1920 году ей, молодой комсомолке, было поручено помочь местным краеведам в сборе материала. Кто же еще участвовал в этом деле в те далекие 20-е годы ХХ века? Первым следует назвать А.А. Наумова, преподававшего до революции в духовном училище географию и природоведение. С юности увлекался он краеведением, благодаря ему не сгорели в огне кости широкорогого оленя. Их нашли в торфяном болоте под Галкино. Единственный по своей полноте экземпляр древнего животного и сегодня находится в музее природы в Екатеринбурге. Его помог сохранить для науки А.А. Наумов. Благодаря своей находке познакомился Александр Андреевич с членами Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Окрестности города были исхожены любознательным учителем. Он открыл Коровяковское городище у старого русла реки Пышмы. Он мечтал об открытии музея в городе. И музей тот был открыт 1 мая 1920 года на улице Сибирской (Энгельса), в здании бывшего казначейства. Сначала он, скорее, выполнял функции методического кабинета. Там были минералы, коллекция насекомых, гербарии и т.д. Все это можно было брать на уроки в виде наглядных пособий.
Вот что пишет о результате его работы по сбору материалов краевед П.П. Кошкин: «С присущим старанием взялся он за любимое дело, к 1 сентября 1920 года в музее числилось экспонатов: по отделу геологии — 551, минералогии — 1006, ботаники — 234, зоологии — 1262, географии и народного быта — 1185, письменности — 1160, оружия — 49, пчеловодства — 76, революции — 162».
Довелось мне услышать воспоминания В.М. Щегловой-Мещеряковой о том, как шел сбор экспонатов музея, их регистрация. «Время было неспокойное, голодное, не хватало дров, нечего было есть, свирепствовал тиф. Но мы шли выполнять свой долг: собрать, сохранить для потомков все то, что могло представлять интерес о нашем времени — начале XX века, конце XIX. Сбор вещей проходил в подвалах кинематографа по Торговой улице. Мы приходили утром и разжигали буржуйку, ставили на нее чайник. Поддерживали себя кипятком. А когда удавалось раздобыть картошки, пекли из нее чудесные лепешки и закатывали пир. Александр Андреевич принимал участие в нашем «пиршестве». Был он всегда приветлив, внимателен…».
Вещи эти, в большинстве своем, были конфискованы у «буржуев». Брали не все, многое отдавали в самодеятельные театры (драмкружки), очень тогда популярные. Экспонаты уже не входили в комнаты бывшего казначейства, и после закрытия Александровской церкви решено было перенести музей туда.
Елена ФЛЯГИНА.
Продолжение следует.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Фотография интересная.
Наверно с бытового комбината сделан снимок
Отец говорит что, похоже, с башенного крана снято, УСИ и Бытовку вроде одновременно строили.
Здание взорвали, когда построили здание для райкома КПСС. О музее в нём даже не знал. А вот, то, что в нём располагался автовокзал, помню. Возможно снимок сделан со стороны бывшего хлебозавода.