Послесловие к Дню города
Газета «Камышловские известия» за 7 августа была посвящена Дню города и джазовому фестивалю. Интересный, красочно оформленный выпуск читала с удовольствием. И вдруг меня будто жаром охватило.
От чего? Да от счастья! На несколько минут, нет, не минут, а на целый день я возвратилась в детство после прочтения маленькой заметки «Пена с ароматом детства». Я явно почувствовала «тонкий аромат вкусного земляничного мыла. Аромат беззаботного детства».
…Лето 1950 года. Мне 9 лет, я в первый раз еду отдыхать в Обуховский пионерский лагерь – лагерь, где стояли дощатые домики, побеленные известкой, внутри – деревянные топчаны с соломенными матрасами и подушки, набитые сеном. Для того, чтобы сено не кололось, мама положила в чемодан маленькую подушечку-думочку и… кусочек земляничного мыла с божественным ароматом. Руки после мытья долго сохраняли этот сладкий запах. За свою долгую жизнь пользовалась разными сортами дорогого мыла, но лучше, чем то, старое земляничное, у меня не было. Ни один аромат не оставил такого следа в моей памяти. Вот так всего лишь несколько строчек в газете и фото мыла с надписью «Земляничное» навеяли воспоминание о счастливом детстве более чем 60-летней давности.
Чем ещё запомнилось то лето в лагере? Фантиками. Мы ими играли, обменивались. Особенно ценились красивые обёртки от шоколадных конфет, но в то время это было редкостью.
А еще возились с бумажными куклами, которых сами рисовали и вырезали – с ручками и ножками. А потом рисовали наряды – целый гардероб платьев, раскрашенных карандашами.
В итоге после прочтения газеты у меня целый день прошёл в воспоминаниях о счастливой поре детства. Решила порыться в укромных уголках, куда давно не заглядывала, чтобы отыскать какую-нибудь вещицу, напоминающую о той золотой поре. Под руку попал какой-то мешочек, вытаскиваю – а там лото! Вспомнила, как всей семьёй играли и радовались, кто больше выигрывал фишек. Если приходили гости, то непременно садились играть в лото. Но тут уже на кон выставлялись не фишки, а деньги, копеек 10-20 – и игра принимала азартный поворот.
Открываю следующую коробочку, а там лежат несколько тюричков. Это деревянная катушка для ниток. Теперь нитки продают не на тюричках, а на картонных или пластмассовых бобинах, чтобы не тратить древесину. Тюрички – это тоже игры моего детства. Ещё сохранилась чернильница-невыливайка. Мы их носили с собой в школу.
Ну и, наконец, моя рука сама потянулась в книжный шкаф за книгой «Малахитовая шкатулка», которой скоро будет 62 года. В январе 1953 года мама подарила мне эту большую красочную книгу на день рождения – 12 лет. Открываю обложку и читаю: «Дорогой дочери Светланочке…». Это была моя первая личная книга – самый дорогой, самый памятный подарок в моей жизни. Она стала уже семейной реликвией. Я не брала её в руки лет 15, с тех пор, как вырос внук. Сейчас жду, когда подрастёт правнучка, чтобы передать этот бесценный подарок ей.
С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе благодаря какой-нибудь малости вроде заметочки в газете, услышанной давным-давно песенке, случайной находке, сохранившейся открытке или старой фотографии.
Мы возвращаемся в детство за добром, нежностью, за радостью, туда, где деревья были большими, небо голубее, трава зеленее, а простые конфетки-подушечки слаще теперешних заморских деликатесов.
Светлана САДОВСКАЯ
© Редакция газеты «Камышловские известия»