89 лет со дня образования Госавтоинспекции
Госавтоинспекция – это невидимые стражи порядка, охраняющие нашу безопасность днём и ночью. Мы воспринимаем их как данность, не задумываясь о том, что их работа – это испытание, полное острых моментов и сложных задач.
История Госавтоинспекции Камышлова неотделима от судьбы всей страны. Зарождение службы происходило в тяжёлые 1930-е годы, когда проблема дефицита ресурсов сочеталась с огромной нагрузкой на сотрудников. Им приходилось сражаться не только с нарушителями, но и с бюрократией и жёсткими жизненными обстоятельствами.
В этот период зародились традиции ответственности и самоотдачи, ставшие основой успеха и авторитета Госавтоинспекции. Те, кто служил в первые годы, вспоминают энтузиазм и гордость, сопровождающие создание нового органа. Их имена могли забыться, но их вклад в историю службы неоценим. Давно ушли в прошлое 50-е и 60-е годы, но забыть тех, кто самозабвенно служил, отдавая работе здоровье и силы, невозможно. Это были старшие госавтоинспекторы В.И. Сирин, Анатолий Пластинин, Пётр Насонов, Павлин Борноволоков.
Среди руководителей тех лет выделяются фигуры М.П. Сивкова (1953-1964 гг.), А.М. Фертикова (1964-1969 гг.) – настоящих первопроходцев, заложивших основы службы. Затем А.М. Фертиков занял должность начальника Камышловского отдела внутренних дел. В 70-е годы Госавтоинспекцию последовательно возглавляли Анатолий Пластинин (1969-1974 гг.) и В.А. Матвеев (1974-1984 гг.). Впервые введена должность командира взвода, её занял Геннадий Фёдорович Кайгородов, под командованием которого работали всего четыре инспектора: А.Г. Колобов, М.А. Гладких, А. Коновалов и Н. Бураков.
При В.А. Матвееве формируются первые отряды ЮИД, активно используются услуги внештатных сотрудников и добровольной народной дружины. В эти годы в ГИБДД приходят две молодые сотрудницы – Ирина Кочнева и Наталья Головина, принимающие на себя значительные нагрузки, включая контроль ПДД и профилактическую работу на предприятиях, в совхозах.
В.А. Матвеев запомнился сослуживцам как справедливый и авторитетный руководитель. В 80-е годы ряды Госавтоинспекции пополнили М.Ю. Малинин, И. Пермикин, М. Захаров, А. Крысанов и А.В. Маевский, прослуживший в ГИБДД около 20 лет, затем перешедший на должность начальника штаба ОВД.
В феврале 1994 года открывается отделение РЭО, первым руководителем которого становится Андрей Шалягин, вслед за ним – Анатолий Фирстов. В команде появились новые сотрудники: Сергей Аржанников, Александр Толшин и Сергей Потапов.
Андрей Шалягин также посвятил службе 20 лет: начав обычным инспектором, он прошёл путь до начальника ГИБДД, ушёл в отставку в 2001 году в звании майора милиции.
Правила работы изменились: ужесточились требования к техническому осмотру, процедурам регистрации и учёту транспортных средств, порядку выдачи водительских удостоверений. Штат рос, приходили молодые инспекторы, большинство из них сегодня на пенсии. В 2001 году Госавтоинспекция вступает в новую фазу своего развития. Новый командир – Андрей Гобов, прибывшие из юридических вузов инспекторы Платон Изюров и Алексей Аржанников, а также инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения – Лариса Саласкевич. Основное направление работы – повышение безопасности на дорогах. Формируется современная система воспитания граждан, дорожный парк дополняется новыми автомобилями с оборудованием для видеофиксации нарушений, алкотестерами и специальными сигнальными устройствами.
В этом же году в должность начальника ГИБДД вступил Александр Кренин. За 14 лет его руководства Госавтоинспекция четыре раза переезжала, была масса затруднений как для сотрудников, так и для жителей города.
Последующие этапы истории связаны с именами Александра Власова, занявшего пост в августе 2015 года, и Дениса Клюева, возглавлявшего подразделение с 2018 по конец 2021 года. Оба руководителя продолжали традиции службы, оставленные предшественниками.
Время бежит неумолимо, меняются номера приказов, а парк техники обновляется и пополняется новинками. Но неизменным остаётся одно: глубокие корни традиций, гордость за профессию и ответственность за порученное дело. Мы гордимся нашими предшественниками и стараемся следовать их примеру, стремясь сделать наши дороги безопаснее для всех.
Сегодня Госавтоинспекция кардинально изменилась: современные технологии упростили работу сотрудников, но главная ценность осталась прежней – способность заглядывать глубже знака и штрафа, мгновенно оценивать ситуацию и находить баланс между законом и человечностью.
Электронные базы данных, быстрые камеры фиксации и удобные приложения помогают сократить рутину, но главным оружием инспектора по-прежнему остаётся эмпатия – умение почувствовать усталого родителя, спешащего врача или растерянного новичка за рулём.
Поэтому сегодня инспекторы Госавтоинспекции – это не просто блюстители порядка, а создатели атмосферы доверия и взаимопонимания на дорогах.
Представьте холодный зимний вечер, шелест шин по трассе Екатеринбург – Тюмень, тусклый свет фонарей освещает бесконечную ленту асфальта… Вдруг тишину нарушает тревожный сигнал: автомобиль «Nissan Qashqai», мигая аварийной сигнализацией, замер на обочине неподалеку от 115-го километра федеральной трассы. Здесь разворачивается обычная сцена рабочей смены экипажа ДПС. Подъехав к машине, полицейские обнаруживают семью – мужа, жену и двоих детей, которые возвращаются домой после праздничного визита к родственникам. Неприятность случилась неожиданно: бензин закончился в самый неподходящий момент. Взглянув на ситуацию профессионально, полицейские предложили матери и детям переместиться в тёплый салон патрульного автомобиля, чтобы согреться.
Тем временем прибыло подкрепление – начальник Госавтоинспекции, вооружившийся канистрой, совместно с главой семейства направился до ближайшей заправочной станции, чтобы восстановить запасы топлива. Заправив автомобиль, семья продолжила свой путь домой, поблагодарив сотрудников за оказанную помощь.
Сегодня у руля Госавтоинспекции Камышлова стоит человек, чьё имя ассоциируется с безупречной репутацией и глубокой приверженностью делу – Алексей Голубев. В его команде высококлассные командиры: командир взвода опытный профессионал Денис Чуркин, а заместитель – ответственный и исполнительный Анатолий Прожерин.
Сам штат сотрудников нынче насчитывает 40 человек, среди которых особенное место занимают 23 бойца, непосредственно стоящие на страже безопасности дорог. Это мужчины и женщины, готовые пожертвовать покоем и отдыхом ради общего блага, уверенные в своём деле и незаменимые в экстремальных ситуациях. Их ежедневный труд – яркое подтверждение того, что Госавтоинспекция Камышлова живёт и развивается, стремясь к идеалу безупречного порядка на дорогах.
Служба воспитала настоящих героев нашего времени. Эти люди остаются в тени, но делают своё дело профессионально и ответственно. Каждое утро, выходя на смену, они знают, что несут ответственность не только за соблюдение закона, но и за человеческие судьбы.
Виктория ПРОЖЕРИНА, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения Госавтоинспекции
Фото из архива Госавтоинспекии Камышлова.
На фото. Анатолий Александрович Фирстов, Александр Васильевич Толшин и Сергей Николаевич Потапов. Фото сделано в начале 2000-х.
© Редакция газеты «Камышловские известия»