Ирина ВЕРЗИЛИНА
Вам нахамили в магазине? Вы не хотите оставлять без наказания подобное отношение и эмоционально описываете ситуацию в книге жалоб и предложений. Через несколько дней поведение работника прилавка разительно меняется, вам приносят извинения. Инцидент исчерпан. Так должно быть в идеале. А в реальности?
Из письма в редакцию
«Утром 16 октября я посетил вновь открывшийся магазин с многообещающим названием. Сделал покупки, в чеке обнаружил, что за один из товаров пробили двойную сумму. Мне сказали, что все претензии я должен предъявлять старшему продавцу. На следующий день так называемый старший продавец ответила на мою претензию настоящим хамством. Привожу дословно: «Хуже бабы, отвали, не хочу с тобой говорить, иди хоть куда, я ничего не боюсь, кроме тебя, к нам из-за пяти рублей бабки ходят и ничего» и т.п. На мою просьбу дать жалобную книгу и позвать руководителя получил ответ: «Её нет, а все руководители в Екатеринбурге». Адрес также отказались дать. В магазине отсутствовал и уголок покупателя. Вышел я из торговой точки униженный и оскорблённый. Предполагаю, что я не единственный, кто пострадал от «культурного» обслуживания в магазине. Что таким, как я, делать?» Вадим Андреев (имя и фамилия изменены).
Человека, обратившегося за помощью, мы знаем как воспитанного, интеллигентного. Никогда не видели Вадима Ивановича в таком растерянном и угнетённом состоянии. Его рассказу полностью доверяем, как и понимаем чувства, которые испытывают граждане, столкнувшиеся с хамством продавцов.
Сегодня мы расскажем, какие правила торговли должны исполняться, куда обращаться в случае их нарушения и какое наказание за хамство последует.
Создать потребителю условия
Мы обратились за разъяснениями к специалисту-эксперту территориального отдела Роспотребнадзора Л.М. Неустроевой.
– Прежде всего, продавец обязан не только предоставить книгу отзывов и предложений (она же книга жалоб), но и создать потребителю удобные условия для внесения записей в неё (дать ручку и предложить место для записи претензии или пожелания). Следует обратить внимание, что книга жалоб и предложений должна быть прошнурована, а все её страницы пронумерованы. Обязательна печать и подпись руководителя.
В ней покупателю нужно описать ситуацию, которая произошла в магазине. В течение недели-двух там должна появиться ответная запись руководства торговой точки, где будет изложено, какие меры приняты в отношении оскорбившего вас.
Во-вторых, продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место её нахождения (адрес) и режим работы, разместив информацию на вывеске, – продолжает Любовь Михайловна. – Правила продажи отдельных видов товаров должны быть в наглядной и доступной форме доведены до сведения покупателей. Как правило, указанная информация размещается на стенде в доступном для обозрения месте.
По словам Л.М. Неустроевой, за нарушение правил торговли предусмотрена административная ответственность. Так, например, за отсутствие книги отзывов и предложений наказание в виде предупреждения или наложения штрафа: на граждан – в размере от 300 до 1500 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 3000 рублей и юридических лиц – от 10000 до 30000 рублей. За истекший период этого года территориальным отделом управления Роспотребнадзора вынесено только за одно это нарушение 15 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения,
10 – об административных штрафах. Общая сумма штрафов составила
11 тысяч 300 рублей.
– Любовь Михайловна – что делать, когда гражданам отказывают в получении информации о торговой точке и в записи претензии в «Книге жалоб и предложений»?
– Прийти в территориальный отдел Роспотребнадзора, написать заявление. В течение 30-и дней жалоба будет рассмотрена, гражданину будет дан письменный ответ.
Кто накажет оскорбителя?
За оскорбительное действие можно наказать обидчика. Как пояснил зам. начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних подполковник Ю.М. Шипицын, термин «оскорбление» на законодательном уровне закреплён в «Кодексе об административных правонарушениях РФ». Согласно КоАП, оскорбление – это унижение чести и достоинства другого человека, выраженного в неприличной форме. Если вина оскорбившего будет доказана, то сумма административного штрафа может существенно ударить по карману: в меньшей степени граждан (от 1000 до 3000 рублей), в большей – должностных лиц (от 10000 до 30000), а также юридических лиц (от 50000 до 100000
рублей).
Для защиты нарушенных прав сначала нужно написать заявление в полицию. Его рассмотрят и поручат для исполнения участковому инспектору. Он вызовет для опроса потерпевшего и обидчика. После этого инспектор передаст материалы административного дела в прокуратуру. Там составят протокол об административном правонарушении и направят его в суд. Здесь должны определить, действительно ли высказывания носят оскорбительный характер, после чего принимается соответствующее решение. Помимо этого, потерпевший вправе обратиться в суд с иском о взыскании с обидчика компенсации морального вреда.
Возможно, кто-то усомнится в том, что получится наказать оскорбителя. Развеять скептицизм поможет статистика. По словам Юрия Михайловича, за текущий период этого года в полицию по поводу оскорблений обратилось более 20-и граждан, к административной ответственности были привлечены практически все обидчики.
* * *
Как видите, оскорблять и унижать человеческое достоинство чревато наказанием. Просто надо знать свои права.
© Редакция газеты «Камышловские известия»