Путевые зарисовки
«Добро пожаловать в солнечную сказку» – рекламные проспекты наперебой приглашают во Вьетнам. И вот мы здесь, но погода… Сутки, вторые, третьи стеной бурный тропический ливень, темные волны Южно-Китайского моря с яростью бьют о берег. Если погода не сжалится над нами, отдых и намеченная экскурсионная программа полетят к чертям.
Но есть, есть небесные силы, услышавшие наши стенания! Небосвод в одно мгновение очистился от серой мглы, и брызнули лучи солнца. Над невысокими роскошными вьетнамскими пальмами залетали птицы, яркие бабочки. На утихомирившуюся морскую гладь тут же вышли на промысел рыбаки на необычных круглых лодках-корзинах. На берегу засуетились хозяева лавчонок, где можно отведать морепродукты за смехотворную плату. Пробежала по улице стайка пионеров в красных галстуках. Дороги запрудили куда-то спешащие на велосипедах и байках (машины есть только у богатых) жители нашего прибрежного городка. Жизнь снова бьет ключом, и мы, гости, наконец (!) тоже вливаемся в ее поток.
Далат, он же маленький Париж
Едем в необычный для Вьетнама город Далат. Он расположен в горах, и по мере того, как поднимаешься вверх, видишь, как от морского побережья к плоскогорью меняется растительный мир. Только что ласкали взор типичные для тропических джунглей пальмы, красное, черное и сандаловое деревья, экзотические цветы. И вот на живописных возвышенностях, будто приветствуя гостей, стоят знакомые нам сосны, окружающие озера, водопады в скалистых ущельях.
– Пейзаж как у нас, на Урале, – говорит кто-то в автобусе.
– Да нет же, это похоже на наш Дальний Восток, – удивляется семья из Хабаровска.
Какой разноликий Вьетнам! Сам же горный Далат поразил еще больше своей приятной прохладой, уютными парками, цветущими садами, зелеными лесами, за что вьетнамцы называют его городом вечной весны. Молодожены любят проводить здесь медовый месяц. Художники сделали Далат своим постоянным домом.
В городе сохранилось много домов со времен, когда Вьетнам был французской колонией. Его и сейчас сами далатцы называют маленьким Парижем, и чтобы подтвердить это, поставили точную копию Эйфелевой башни. Это удивительное сооружение стоит рядом с центральным рынком, и видно его со всех сторон.
В соперниках у него по высоте разве что золотой Будда (две трети населения страны – буддисты). Гигантского роста, могучего телосложения, статуя застыла над площадью, строго глядя поверх людей. Что таит этот божественный взгляд, в чем смысл таинственной и отрешенной от жизни улыбки? Увы, не дано разгадать, сколько ни всматривайся в лицо этой и других статуй уже в пагодах – святилищах буддийского мира, куда обязательно гостей Вьетнама приведет туристическая тропа.
Вьетнамский огород
На самую высокую точку Далата, без малого два километра, взбираемся на наших, еще с советской поры, УАЗиках. Родные автомобили не подвели, шустро домчали по крутым склонам до вершины. Смотреть вниз – дух захватывает от красоты и масштабности рисовых полей и кофейных плантаций. Кстати, по экспорту того и другого Вьетнам стоит на одном из первых мест в мире, а это что-то значит!
Потом, когда спустились с вершины, решили прокатиться на старинном, столетней давности, паровозе. Поезд шел не быстро, и была возможность близко посмотреть, как ведется сельское хозяйство. Все были в восхищении при виде аккуратнейших огородов крестьян: ни сорняков, ни одного заброшенного клочка земли. Удивляли целые города хладниц (это наши теплицы), где на продажу с любовью выращиваются хризантемы, розы, орхидеи, томаты, перец и другие овощи и цветы. На грядках строго по линеечке, кочан к кочану, зеленела капуста. А что это за растение с сочными перистыми листьями? Оказалось – артишок, из которого вьетнамцы делают чай – нас им угощали, в самом деле вкусно. Взяли и домой такой душистый сувенир.
Впервые вблизи увидели, как выращивают рис – основу питания вьетнамцев. Это тяжелый труд людей и животных, которым заняты 80 процентов населения страны. Поля пашут не тракторы, а буйволы, орошают не насосы, а сами крестьяне с двуручными ведрами и водонепроницаемыми корзинами. Три урожая в год родит здешняя земля, и нет покоя крестьянам, без устали пестующим рисовое зернышко. На рынке мы видели ряды мешков с белым, желтым, коричневым рисом, круглый, длиннозерный – на выбор – это уже конечный продукт человеческого труда. Сами же рисоводы в этот момент по колено в воде, под жарким солнцем, в конусообразных шапках, не разгибая спины, вручную рассаживали тоненькие зеленые кустики. Все здесь предопределено веками и ничего не меняется: вырастет хороший урожай, будет сыта семья, будет процветать страна.
250 партизанских километров
С гидом повезло. Хуан (в переводе с вьетнамского – принц) – выпускник Российского университета дружбы народов, совершенно без акцента говорит по-русски и без затруднений отвечает на любой вопрос о местной жизни. Ну, например: почему все вьетнамки носят на улице маски? И почему фасады домов такие узкие? Как понимать культ предков по-вьетнамски? Вот какие ответы. Все женщины хотят иметь белокожее, как луна, лицо, поэтому спасают его от жесткого солнца. На голове же обязательно национальная широкополая шляпа-конус, нередко с изображенными на ней историческими сценками. Дома узкие, не более трех метров, из-за того, что налог на недвижимость начисляется в соответствии с длиной фронтальной стены. Зато в длину дом может быть вытянут сколь угодно. Культ предков в семьях на Востоке был всегда, старики больше рассчитывают не на пенсию, а на помощь своих детей, которые никогда их не бросят на произвол судьбы.
Затронули тему Вьетнамской войны, о которой в 60-70-е годы ХХ века писали все газеты, был возмущен весь мир. У Хуана воевал с американцами дед, помнит о ней отец. В Сайгоне (сейчас город Хошимин – это дань уважения крупнейшему вьетнамскому коммунистическому деятелю) есть музей военных преступлений. Он шокирует своими экспонатами: клетками для тигров, где содержались узники Вьетконга, фотографиями камер, где население подвергали изощренным пыткам, снимками рожденных уже после войны детей-калек.
В окрестностях Хошимина частично восстановлены подземные бункеры и тоннели протяженностью 250 километров, где партизаны укрывались от американских бомбардировок. Высота коридоров всего 80 сантиметров, чтобы мог пролезть щуплый вьетнамец, а широкоплечий американский солдат застревал. Трудно поверить, что партизаны, питаясь горсточкой риса и часами лежа на спине, могли выжить в таких условиях и победить интервентов США в войне 1965-1973 годов.
«Давайте по-братски споем!»
Нас пригласили в гости вьетнамские индейцы – латы, живущие в горах. Это одна из 54-х этнических групп страны. Сначала, как и полагается, усадили за стол, где подавали самые популярные блюда национальной кухни. Суп-лапшу фо здесь едят на завтрак, обед, ужин. В тарелке с куриным бульоном, кроме рисовой лапши, ощущаем на вкус кориандр, свежую мяту, перец чили. Ни один праздник, и наш тоже, не обходится без квадратного пирога из риса со свининой и зеленым горошком, завернутого в зеленые листья. Необыкновенно вкусно! И, конечно, вряд ли во Вьетнаме найдется уголок, где бы не предлагали блюда из полезных для здоровья морепродуктов и фрукты. Мы не стали исключением.
Продолжение пиршества – фольклорное представление с народными танцами, песнями, уникальными мелодиями на национальных инструментах, театральными сценками. Ни слова не понимаем – они не говорят по-русски, но музыкальное действо настолько удивило, что гости повскакивали с мест и вышли в общий круг. В центре поляны горит костер, выстреливая в темное небо яркие искры, а мы, взявшись за руки, танцуем, совершаем какие-то обряды племени латов, пытаемся подпевать. И все улыбаемся, довольные участвуем в этом ярком представлении.
– А теперь давайте все вместе, по-братски споем русскую «Катюшу», – это Хуан, и первый запевает: «Расцветали яблони и груши…»
Поем от души, громко, во весь голос. Хозяева подпевают, специально разучив слова самой популярной в России песни. Градус накала вечера дружбы достиг высшей точки. Мы еще раз убедились, что вьетнамцы никогда не остаются равнодушными к гостям, а их улыбки и подкупающая природная скромность открывают путь к людским сердцам.
Татьяна ИВАНОВА.
Фото автора.
© Редакция газеты «Камышловские известия»