Вот какой вопрос встаёт перед родителями, думающими о будущем своего ребёнка. В интернете много материала на эту тему. Думаю, им интересно было прочитать статью «10 причин, чтобы учить ребёнка музыке». Хорошие, правильные слова, весомые, убедительные аргументы «за».
Меня как педагога ДШИ задела статья «Почему не стоит учить детей музыке». Автор с гордостью сообщает, что разбила молотком пианино и осталась довольна собой. По-моему, случай клинический. Соглашусь, музыка – нелёгкий вид искусства. Требуется усидчивость, дисциплина, сила воли. Ведь для результата надо ежедневно заниматься. Как гласит пословица, без труда не вытащить и рыбку из пруда. Легко всё давалось только вундеркинду Моцарту. Автор утверждает, что ваш-то точно не станет вторым Моцартом. А как определить, будет ли толк из ребёнка?
Опыт нашей работы показывает, что при первом прослушивании нельзя сказать определённо, насколько успешным будет обучение. Волнение, незнакомая обстановка, стеснение, робость могут помешать раскрыться. Только когда начнутся регулярные занятия, выяснится, насколько одарён ученик от природы, каково внимание, работоспособность. В своё время великого итальянского композитора Джузеппе Верди не приняли в Миланскую консерваторию, которая впоследствии стала носить его имя. А Фёдора Шаляпина не взяли в хор!
«Зачем развивать слух и голос, – пишет автор, если многие не станут музыкантами, а те, кто станут, будут жить нелёгкой жизнью?» Да, некоторые музыканты меняли профессию, уходили в бизнес, но трудно везде. Знаем примеры, когда юрист опять брал в руки аккордеон, а бизнесвумен возвращалась в музыкальную школу. Хорошо, когда есть выбор! Уверены, что музыка пригодилась воспитателю детского сада, учителю, организатору праздников, руководителю рок-группы, самодеятельным артистам на «Битве хоров» в Камышлове и в Москве, на кастинге в группу «Серебро» или претенденту на «Лучшего ученика года».
Автор утверждает, что родитель сам может многое рассказать своему чаду, а не поручать это педагогам. Да, это хорошо! Но у многих ли из нас есть на это время? А энциклопедические знания по всем предметам? Неплохо, если специалисты расскажут о музыке и композиторе, покажут на экране фрагменты опер и балетов, дадут послушать лучшие из творений разных эпох, народов.
«Вы сами хотели в детстве играть на пианино! Не пришлось в силу разных обстоятельств, вот вы сейчас ребёнка заставляете осуществлять вашу мечту. А ребёнка спросили?» Но ведь он пока слишком мал, чтобы разобраться в своих желаниях. Он сделает свой выбор, когда придёт время задуматься о профессии.
Я соглашусь, что если ребёнок «спит и видит» себя танцором или художником – пусть осуществляет свои мечты! А если этого нет? Автор говорит: в спорт! Возможно, в спортивную секцию не опоздаете, а музыке надо учиться как можно раньше. Ещё один аргумент: увлечение музыкой нетравмоопасно.
В одном я согласна с оппонентом: если ребёнок решил бросить музыку, надо выяснить причину. А вдруг это детский каприз способного ребёнка? А может, стоит поменять педагога, репертуар, чтобы продвинуться дальше.
И снова я готова спорить с человеком, утверждающим, что в музыкальной школе измываются над детьми посредством классики, которая мало кому интересна, а педагоги не дают подросткам играть современную популярную музыку из зарубежных фильмов. Сведения явно устарели. Теперь, слава Богу, появилось столько лёгких переложений классической, джазовой, киномузыки, что ученики играют их соло, в ансамбле, поют хором. Не представляю, как можно замучить «К Элизе» Бетховена или «Итальянской полькой» Рахманинова. Ребёнок активно участвует сам в подборе пьес для изучения из наигранных ему педагогом. А опытный наставник даёт каждому по способностям, по возможностям, учитывая особенности ученика. Это заложено в программах по предпрофессиональному и общеразвивающему обучению. Подросший ученик будет решать, свяжет ли он с музыкой своё будущее или закончит на данном этапе.
Но музыка ещё никому не помешала! Наши выпускники – медалисты в общеобразовательной школе. Своим примером они показывают, что могут успешно учиться в двух школах, поступать в МГУ, как Лиза Мельникова, в Санкт-Петербургский университет, как Настя Романюк, в екатеринбургские институты, как Антон Чуркин, Вика Солдатова и другие.
И ещё в статье говорится, что если ребёнка заставлять заниматься, он возненавидит музыку. Ну это вряд ли! Потому что как только у него начнётся что-то получаться, ему понравится выступать, получать в награду аплодисменты и одобрение близких ему людей.
Ни в коем случае не призываю всех родителей вести детей именно в музыкальную школу. Сейчас столько предложений! Воспользуйтесь хоть одним из них, можно сразу двумя. Позже разберётесь, что надо вашему чаду. Порадуюсь, если музыка станет общим увлечением вашей семьи.
Как и любой другой вопрос, вопрос «учить или не учить» ребёнка музыке требует взвешенного решения. Кроме желания самого малыша, от взрослых потребуется контроль, поддержка, проявление интереса, связь с педагогом и, наконец, материальные затраты. Вклад в образование и развитие детей – самая выгодная инвестиция!
Наталья СМЕХОВА, преподаватель ДШИ № 1
На фото. Соловьёвы Эрик, Кира с мамой Вероникой Евгеньевной и бабушкой Татьяной Анатольевной. Вероника училась в ДШИ № 1, сейчас там получают музыкальное образование и дети. Эрик (учащийся шестого класса) и Кира (первоклассница) по совету мамы выбрали фортепианное отделение. Кроме этого, дети и взрослые этой семьи – зрители всех концертов, проводимых в ДШИ.
© Редакция газеты «Камышловские известия»