Крупным планом.
Этот педагог любит свой предмет, любит детей, которым передаёт свои знания. И дети отвечают ему взаимностью. Он работает только второй год, но уже заслужил уважение и любовь многих учеников Баранниковской школы. Знакомьтесь, Алексей Викторович Сырба – учитель биологии и химии.
Алексей Сырба
– Что больше всего нравится в новой школе?
– Дети. Они очень добрые и отзывчивые. Ещё хороший педагогический коллектив. Все учителя стараются мне помочь, так как я молодой специалист.
– Назовите ваши сильные стороны как педагога.
– Думаю, это чувство юмора. Ко всему нужно подходить с шуткой или интересной историей. Завладеть вниманием детей непросто, если тема сложная и скучная. Поэтому забавные примеры и шутки помогают мне заинтересовывать учеников и снова включать их в работу. По-другому этого не сделать. Если трудно что-то придумать под конкретную ситуацию, то на помощь всегда может прийти… обычное окно. Достаточно в него выглянуть – и вот вам пример на любую тему по биологии или химии.
Детей не нужно ни к чему принуждать или заставлять делать – это изначально проигрышная тактика
– Прежде всего, он должен знать свой предмет. Ещё ему нужна сдержанность. Идеальный учитель точно знает, как заинтересовать ребёнка и как убедить его в чём-то. Я считаю, что детей не нужно ни к чему принуждать или заставлять делать – это изначально проигрышная тактика. Да и нельзя так, потому что учитель должен любить своих учеников и относиться к ним с уважением.
– А кем вы сами мечтали стать в детстве?
– Агрономом. Потому что мой папа, Виктор Иванович, работал агрономом. Я бы и сейчас им стал, если бы было где работать. Ещё хотел стать инженером. Я даже не понимал, что это за профессия. Знал только, что инженер ездит на машине и что у него есть чемоданчик.
– Какими были ваши школьные учителя?
– У нас все учителя были хорошими. Я любил учиться. И не скажу, что у моих одноклассников возникали какие-то проблемы. Нам всем очень нравились труды и физкультура. Но особое место всё-таки занимала география. Её у нас вёл директор школы Фёдор Иванович Черемных. Мне кажется, я даже чем-то похож на моего учителя. Он всегда объяснял свой предмет с помощью шуточек и использовал много примеров из жизни. Помню, он любил сравнивать детей с обезьянками (улыбается – прим. ред.). Это потому, что нас много и каждый делает что-то своё. Никто не обижался на его шутки.
– Расскажите о детях, которых вы учите сейчас.
– Все ученики хорошие, весёлые. Особенно весёлые. Пока их успокоишь, от урока уже пройдёт минут пять. Дети очень разные. Есть спокойные, а есть энергичные. Как правило, энергичные больше всего проявляют интерес и задают много вопросов. Причём эти вопросы они придумывают на ходу. А я люблю, когда меня спрашивают. Иногда даже пытаюсь предугадать вопросы, чтобы заранее сформулировать ответ в своей голове.
Самое главное – нужно всегда слушать детей и прислушиваться к ним
– Конечно, опыты, которые мы проводим. Но проводить их тяжело, потому что детям хочется всё потрогать. С другой стороны, для этого и нужны опыты. У учеников аж глаза искрятся от интереса! Одно только зажигание спиртовки чего стоит, а если ещё что-то и подымит – это вообще успех. «Давайте что-нибудь взорвём!» – первое, о чём меня просят все старшеклассники.
Самые простейшие опыты они делают сами. Я обычно делю их на мальчиков и девочек. Девочки очень организованные, а вот мальчишкам нужно всё потрогать. Причём одновременно. Ещё, не дай бог, в рот взять. Поэтому даже за старшими нужен глаз да глаз.
– Пять советов от самого неунывающего учителя.
– Во-первых, не унывать самому. Во-вторых, стараться всё прощать. В-третьих, уметь переключаться с одной работы на другую. Ещё с утра обязательно нужно пить крепкий кофе и не завтракать – на голодный желудок лучше думается. Ну и самое главное – нужно всегда слушать детей и прислушиваться к ним.
Евгения ПОСТНЫХ
Фото Евгении Постных.
Ученики об учителе
Полина Алфёрова: Алексей Викторович открыл мне мир химии. Он всегда готов помочь, ведь хочет, чтобы его предмет любили и понимали. На его уроках мы всегда веселимся, но это ни в коем случае не мешает получать знания.
Яна Пушкарёва: Он не похож на других учителей. Я жалею, что у нас раньше не было такого учителя, и рада, что сейчас Алексей Викторович учит нас.
Кристина Меньшенина: Он готов объяснить одну и ту же тему хоть 50 раз. И будет объяснять её до тех пор, пока ты точно не поймёшь.
Вероника Швецова: На уроках Алексея Викторовича у меня всегда поднимается настроение. Он уделяет внимание каждому из нас, шутит, рассказывает интересные истории из жизни.
Лейла Исмаилова: Не помню такого, чтобы Алексей Викторович когда-нибудь был злым или кричал. Он всегда добрый и неунывающий.
Лиза Некрасова: Мне очень нравится проводить эксперименты. Химия – это самый хороший и интересный предмет в школе.
Влад Каращуков: Алексей Викторович любит смеяться вместе с нами.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Чтоб работать учителем крепкие нервы нужно иметь
Нужно всю жизнь оставаться маленько ребёнком, что бы быть «на волне».