О жизни и перспективах ЭТЗ рассказывает директор А.В. Мокин
1 ноября одно из главных предприятий города, Камышловский электротехнический завод, будет отмечать 56-летие со дня основания. Накануне дня завода мы встретились с его директором А.В. Мокиным для традиционной беседы.
– Андрей Викторович, расскажите, с чем завод подходит ко дню рождения и завершению года, что нового?
– Во-первых, мы сохранили объёмы производства, идёт их рост на 25%. Во-вторых, весь год мы работали в режиме полной рабочей недели. В-третьих, в 2015 году мы полностью выполнили инвестиционную программу, а это вложение в будущее. Построили новый цех по производству аккумуляторной аппаратуры, правда, пока он не начинён оборудованием. В цехе № 3 (крепёжном) обновили несколько станков, купили необходимую оснастку. В этом году инвестиционная программа на 22 млн. рублей, и я думаю, мы её обязательно выполним.
Мы приняли участие в Международной научно-практической конференции и выставке «ТрансЖАТ-2016», где впервые представили свои изобретения и конструкторские решения – стенд по проверке и регулировке реле. Мы шли к этому почти четыре года, это на сегодня новый востребованный продукт. Было много желающих его посмотреть, поработать на нём. Получили одобрение специалистов, кроме того, стенд уже прошёл неделю эксплуатации в метро. Это новый рынок, который нам предстоит осваивать. Специалисты метро дали нам хорошее заключение, и сейчас мы будем проходить опытную эксплуатацию и постановку на производство. Думаю, что продукт будет пользоваться спросом. Метро – хороший рынок, но там нужно высокое качество. Необходимо улучшить определённые характеристики наших реле, и тогда этот рынок будет наш.
– Сохранена ли социальная поддержка работников?
– Несмотря на все финансовые проблемы, мы сохранили весь соцпакет. Коллективный договор у нас сильный, предусмотрены выплаты мамам, ветеранам, юбилярам. Материальная помощь к отпуску у нас составляет 12 тыс. руб. Может быть, меньше стали уделять внимания творчеству, но со временем, думаю, ситуацию исправим.
– Какую роль в ОАО «ЭЛТЕЗА» играет Камышловский завод, и как вас поддерживают?
– На сегодня мы являемся одним из крупнейших заводов в объединении. Даём объёмы отгрузки в пределах 32-35% от общего объёма ОАО «ЭЛТЕЗА». И если в наш завод вкладывают инвестиции, значит, видят, что у него есть будущее. В этом плане руководство понимает нашу значимость в выпуске продукции и уделяет нам достаточно внимания. Каждый из пяти заводов ОАО «ЭЛТЕЗА» специализируется в своей области, и деньги не просто так всем раздают, а для развития именно того направления, которое через год-два будет востребовано.
– Насколько вы ощущаете скачки экономики?
– Железная дорога работает при любых условиях, это один из индикаторов, чувствительных к изменениям в экономике. Возросли перевозки строительных материалов, значит, где-то что-то строится, везут больше металлопроката, значит, промышленность начинает шевелиться.
Есть у нас трудности с ритмичностью покупки отдельных комплектующих. Некоторые наши поставщики на сегодня просто не успевают производить для нас материалы и комплектующие. Они вынуждены даже запускать новые линии, чтобы удовлетворить наши потребности. Мало того что мы сами работаем, мы ещё и других заставляем. Подъём ощущается, по госстатистике в четвёртом квартале прогнозируется пусть небольшой, но рост экономики.
Сегодня идёт конкурентная борьба. И из-за отсутствия материала, инструмента или же из-за отсутствия желания выйти на работу мы можем просто потерять рынок. Несколько лет назад в оборонную промышленность вложили много средств, был определён хороший оборонный заказ. Сейчас, подходя к 2020 году, некоторые заводы понимают, что такого заказа больше не будет, и начинают диверсифицировать своё производство. А куда? Туда, где есть деньги, в железную дорогу. Поэтому у нас появляются конкуренты, и у них современные технологии, хороший станковый парк. А у нас есть устоявшиеся конструкторские, технологические решения, огромный опыт изготовления продукции, и мы берём только этим. Не всегда нам легко приходится, рынок нужно удерживать и не сдавать свои позиции.
Но если гигантам трудно перестроиться, то на небольшом среднем предприятии управленческие решения принимаются гораздо быстрее, мы берём мобильностью, увеличением производительности труда, скоростью изготовления. Это наш положительный момент, который нельзя потерять. Конечно, всему когда-то приходит конец, но за это время, пока у нас есть такие положительные навыки и компетенции, надо развить другую компетенцию, которой не будет у тех гигантов. Для этого нужны грамотные люди, нужен работоспособный коллектив.
– Почему периодически на заводе проходит сокращение штата, а потом вновь начинается набор?
– Первое. Любое внедрение новых технологий и оборудования ведёт к высвобождению рабочей силы. Этот процесс необратим, и от него никуда не денешься. Второе. Мы очень зависимы от сезонности работы. Наша продукция особенно востребована, когда идут ремонты и строительство объектов в тёплое время года. Чтобы обеспечить работу завода, когда ремонтов нет, нужны немалые оборотные средства. А брать деньги взаём и потом работать на проценты не выгодно. Считаю, человеку честнее сразу сказать, что мы тебя принимаем временно, у тебя будет такая-то зарплата, определённые гарантии, но в такой-то момент мы с тобой прекратим трудовые отношения.
Хороших специалистов становится всё меньше. Мы ведь общими усилиями почти похоронили институт профтехобразования. Зачастую к нам приходят люди необразованные, и мы выполняем ещё и образовательную функцию. У нас существует система наставничества, за учеником закрепляется наставник, который получает за обучение определённые деньги. С токарями у нас всегда была проблема. Благодаря нашему центру занятости, мы набрали группу из восьми человек. Будем их учить токарному делу в Сухом Логу, после чего гарантируем им рабочие места.
– Могли бы выделить какое-то подразделение?
– На этот вопрос трудно ответить, нельзя кого-то выделить. Возьмём, к примеру, автомобиль: если одно колесо хорошо катит, остальные три не могут плохо катить. Мы все в одной упряжке. Но если вы настаиваете, не обижая никого, хотел бы сказать про крепёжный цех. Не потому что он чем-то лучше других, а потому что в некоторых ситуациях мы обращали на него чуть меньше внимания и запоздали с его перевооружением. Там очень много ручного труда. Это не то чтобы упущение, просто у нас были более проблемные места. И то, как коллектив решает производственные проблемы с отсутствием хороших станков – они просто молодцы!
– На чём основывается уверенность в завтрашнем дне?
– Есть программа развития ОАО РЖД до 2030 года. Двинулся маховик скоростной дороги, двинулся маховик БАМа. На «ТрансЖАТе» чётко было дано понять, что вся исполнительная группа любого микропроцессорного управления будет строиться на релейной технике, то есть на наших реле. Мы на сегодня, как никогда, имеем чёткие графики по выпуску модулей – 80 модулей на первый квартал у нас уже есть. Увеличиваются грузопотоки, пассажиропотоки, всё должно чётко работать и ремонтироваться. На сегодня 20 миллионов реле разных конструкций работает на железной дороге. И заменить их разом нереально. Поэтому у нас есть будущее, значит, будем работать.
– Чего бы пожелали коллективу?
– В первую очередь, всем здоровья и уверенности в завтрашнем дне. Люди у нас, конечно, чудо! Особенно хочу сказать о ветеранах, их на 1 октября у нас 718 человек. С учётом того, что у нас 920 человек работает, то это, можно сказать, второе подразделение завода. Это заслуженные люди, дай бог им здоровья. Огромное спасибо за их труд, опыт и умение. Многих, кто может работать, мы приглашаем, и они нам не отказывают. Поздравляю с праздником завода весь коллектив. И от тех позиций, которые мы удерживаем, думаю, мы не отойдём, всё будет хорошо.
Беседовал Сергей ОЗОРНИН
Фото: Андрей Викторович Мокин.
© Редакция газеты «Камышловские известия»