80-летию школы № 6 посвящается
Расскажу вам, уважаемые читатели, о событиях 60-летней давности. О школе № 6, которая для меня в ту пору стала наставницей и благословила на долгий учительский путь длиною в 43 года.
Приехала из Донбасса
Итак, 16 августа 1963 года. Ранним утром я вышла из вагона поезда на станции Камышлов. Сюда работать в школу меня направили после окончания педагогического института в Ростове-на-Дону. Уральский город встретил дождливой осенней погодой, зелёными улицами, низким, затянутым серыми тучами, небом. После южного тепла было зябко и немного тревожно.
Оставив на вокзале вещи, я отправилась знакомиться с городом и искать нужный мне отдел образования. На городской площади ждало первое в тот день потрясение: я увидела улицу необыкновенной красоты! Словно попала в сказочный русский город, где пел свои песни Садко, жил королевич Елисей! Это была улица Торговая с примыкавшей к ней Александровской церковью, нарядные, старинной архитектуры дома. Их крыши украшают ажурные чугунные кружева. Такие же и на высоких наружных дверях магазинов (которых сейчас нет), на арках широких ворот между домами. Много зелени и цветов, чистота и уют. Улицу сейчас называют купеческим кварталом. Она красивая, но тогда выглядела естественнее и больше соответствовала облику купеческого города.
На горе возвышалось главное здание, где и по сей день располагается администрация города и района. Отдел образования тогда находился на первом этаже. Заполнив удивительную для меня анкету (чем занимались до революции, в каких партиях состояли…), я была назначена учителем химии и биологии в восьмилетнюю школу № 6 в посёлке «Урализолятор». Присланная за мной уборщица тётя Нюра повела меня через перекидной мост.
В посёлке ждало второе потрясение. Рядом с заводом я увидела бараки, в которых ютились эвакуированные из Ленинграда рабочие завода «Красный пролетарий» со своими семьями. Длинные, серые, вросшие в землю сооружения напоминали о прошедшей войне, которая и здесь дышала своим холодом. Я приехала из Донбасса, где шли ожесточённые бои, но к тому времени города и посёлки были восстановлены из руин. А здесь ещё не дошла очередь до строительства нового жилья. Только в 1970 году построили первый многоквартирный дом – «Юбилейный», в честь дня рождения В.И. Ленина. Долго ещё ребята в своих сочинениях мечтали увидеть посёлок без бараков. Но несмотря на убогость жилья, в посёлке царил порядок, по нему не страшно было ходить вечером (школа работала в две смены). Чувствовалось, что с людьми работали не только на заводе – об их быте и досуге заботились партия, комсомол, профсоюз.
Среди бараков стояли два одинаковых здания, от своих соседей отличавшихся только наличием второго этажа. Это были школа и детский сад. Сейчас оба здания принадлежат школе и соединены тёплым переходом. На месте нынешнего детского сада возвышалось деревянное сооружение, называвшееся почему-то пожаркой. Возле него громоздились бетонные блоки для строительства новой школы. К сожалению, этого не произошло: в период Карибского кризиса деньги потребовались на помощь кубинскому народу, отстаивающему свою свободу. Однако за старыми зданиями ухаживали, ремонтировали, обновляли. Так и стоит наша школа, не поддаваясь старости до сих пор.
В классах были высокие, круглые печи, которые протапливались к приходу учеников. Требовалось много дров, и часто дежурному классу поручали распилить бревно на чурбаки, которые потом колол истопник. Было чисто: уборщицы мыли не только пол, но и аудитории целиком.
В то время в школе училось более 500 человек, во всех классах – по две параллели. Занимались в две смены, каждые полгода меняясь. Там, где сейчас проходит дорога на завод «Стройматериалов», располагался пришкольный участок, где ребята охотно трудились. Большим недостатком было отсутствие школьной столовой. Учеников поили чаем, вскипячённым на плите, кормили привозимыми булочками. Прежде всего – малышей, а старшие заботились о себе кто как мог. На уроках часто жевали. В карманах мальчишки всегда носили семечки, сушёную черёмуху, охотно съедались подмороженные плоды диких яблонь. Ругать за это не поворачивался язык – мы понимали, что детям хочется есть.
Второй проблемой было отсутствие спортивного зала, поэтому в школе часто менялись учителя физкультуры. Большую помощь оказывал дом культуры завода (сейчас это Дом детского творчества). Его двери всегда были открыты. Помогала и общественный тренер Фаина Новосёлова. Под её руководством ребята играли в футбол и в хоккей на самодельном поле и корте.
Завод шефствовал над школой, и каждый класс был закреплён за каким-либо цехом или бригадой. Ходили в гости друг к другу. К праздникам ребята готовили концерты-поздравления, а шефы угощали чаем с конфетами.
Большую работу провели в 1965 году. Летом с помощью учителей и старшеклассников разобрали все печи. Пыль стояла коромыслом, нас было не узнать. Зато как радовались, когда осенью пошло тепло по трубам центрального отопления от УИЗа: можно и вторую обувь надеть, и лёгкую одежду носить.
Встречая учеников тех лет, слышу: какая у нас была замечательная школа, какие прекрасные учителя! Это не дань вежливости. Если об этом говорят многие, значит, так оно и было на самом деле.
В 1963 году в школе обновился коллектив. Кто ушёл на пенсию, кто по другим причинам. На смену пришли девять (!) новых учителей. Сочетание стажистов и молодёжи дало отличные результаты. Нам было на кого равняться и у кого перенимать опыт. Желали этого все. Молодых учителей ребята приняли хорошо. Я привлекла их внимание тем, что приехала издалека и выделялась среди местных. Между собой они спорили, долго ли я продержусь на Урале. Удивлялись, что и через три года я ещё здесь. Не могла я им объяснить, что там, на юге, меня никто не ждал, да и убегать от трудностей нас не учили в комсомоле.
Самые старшие ребята мне запомнились очень хорошо: Катя Орешкова, Саша Коробицын, Маша Лейхнер, Коля Пастухов, Володя Шмидер, Рита Клементьева, Серёжа Анциферов, Валя Акулова. Всех могу перечислить и поблагодарить за то, что помогли мне поверить в себя и стать учителем. Ещё я благодарна родителям учеников за их доверие и веру. Чему я могла научить их, прошедших через горнило войны? А они слушали мои доклады, давали мудрые советы и всегда становились на сторону учителя в беседах с детьми. Когда перешла в другую школу, жители посёлка меня долго упрекали, что я им «изменила»… Посёлок меня тогда принял и до сих пор занимает в моей душе особое место.
Глядя на случайное фото
На снимке перед вами – учителя школы, работавшие в 1963-1964 учебном году. Сделан он в июне фотографом-любителем, пришедшим в школу совсем по другим делам. В тот момент мы занимались подготовкой к следующему году, поэтому форма одежды рабочая.
В центре сидит наш уважаемый директор Н.А. Рожук – настоящий педагог, учитель истории, талантливый руководитель. Главный его принцип: делай как я (начиная с безупречного внешнего вида и кончая инициативами). Утро он начинал, встречая ребят: стоял в коридоре, внимательно и доброжелательно осматривал, здоровался. Никаких разговоров, тем более замечаний! Потом шёл на урок к кому-либо из учителей или работал в кабинете. Он учил нас вести мастер-классы современного урока, правильно составлять планы воспитательной работы, грамотно и эстетично оформлять краеведческие материалы. Решительно боролся с второгодничеством. По его инициативе в школе была оформлена Ленинская комната, за право заниматься в которой соревновались пионеры и комсомольцы.
В 1966 году мы узнали, что наш Николай Александрович назначен инструктором горкома партии в Сухом Логу. Горю не было предела! Особенно нам, молодёжи. Ведь он был не просто директором школы, он по-отечески заботился о нас, помогая решать бытовые проблемы, поддерживал в трудные моменты. Прощаясь, сказал, что и нам не нужно сидеть долго на одном месте, а идти в средние школы, если чувствуем в себе силы. Я это сделала через 11 лет, когда число учеников в школе сократилось вдвое, и возникла проблема с нагрузкой. После себя оставила небольшой кабинет химии, который создавала с ребятами. Мы собирали аптечные флаконы, мыли их, сортировали, клеили этикетки, делали растворы на дистиллированной воде из заводской лаборатории. Спиртовки и пробирки покупали в ветеринарной аптеке. Так у нас на каждой парте появилось всё необходимое для выполнения лабораторных и практических работ, что значительно повысило интерес к изучению химии. Надеюсь, что оставила и добрую память о себе. Со многими выпускниками я до сих пор держу связь, даже с первыми – 1965 года.
В нижнем ряду на фото слева сидит солидный мужчина. Это заведующий хозчастью Г.И. Волохин. Военный в отставке, он был надёжной опорой Николаю Александровичу и во всём соблюдал строгий порядок. Даже политинформацию до своего персонала доносил, подобно политучёбе, которую проводил тогда с учителями раз в месяц директор школы.
Крайний справа – П.Ф. Ковшевный, преподаватель трудового обучения у мальчиков. Фронтовик, коммунист, творческий человек. Изготовленные им макеты для Ленинской комнаты и написанные картины долго сохранялись после его ухода на пенсию. Перед 8 Марта мальчишки ходили по школе с загадочными лицами, а мы догадывались, что Пётр Фёдорович готовит для нас сюрприз вместе с ребятами. Они любили его за добрый характер и умение понимать детские проблемы. Он был немногословен и некрасноречив, воспитывал учеников своими делами и отношением к ним.
Рядом с Николаем Александровичем, справа – Е.П. Кожевникова, завуч школы, учитель русского языка и литературы. Её слушали все от малышей до старшеклассников, любили её уроки. Очень жаль, что вскоре Екатерину Петровну, дипломанта учительского института (были такие раньше), перевели заведующей начальной школой № 4. Тогда шла кампания по комплектованию восьмилетних и средних школ специалистами исключительно с высшим педобразованием, особенно это касалось руководителей. Не всегда такой подход шёл на пользу дела.
Справа от Екатерины Петровны – К.Г. Новикова (Корякова), ветеран школы, талантливый классный руководитель и оформитель. Много лет она вела уроки математики и физики, кружок юных киномехаников, создала прекрасный кабинет физики. Её выпускников, пришедших в 9-й класс, учителя хвалили за хорошие знания и активную жизненную позицию. Это звучало не раз с трибуны августовских педконференций.
Рядом с ней – В.А. Синицкая, учитель русского языка и литературы. Проработала она всего год, а помнят её до сих пор, расспрашивая меня о её судьбе. Я знаю лишь то, что она успешно окончила аспирантуру в Ленинградском педагогическом институте имени А. Герцена. Ребят покорила своими обширными знаниями, тактичным и уважительным отношением к ним, интеллигентностью (она родилась в Ленинграде и очень гордилась этим), весёлым нравом и открытой душой. Это был настоящий самородок.
Слева от Николая Александровича – учитель начальной школы К.Т. Поторочина. Позднее она долго работала инспектором в детской комнате железнодорожной милиции. За ней – Л.П. Лыкова, также учитель начальных классов, тонкий психолог, отдававший своим ученикам душу и сердце. Своих четвероклассников, прекрасно умеющих читать, писать, считать, рисовать, вести устный пересказ, она передавала К.Г. Новиковой. Получался тандем с отличными результатами. Было жалко, что и её перевели заведовать начальной школой. Таким было решение гороно, и оно не обсуждалось.
Рядом с ней О.Н. Лоскутова (Рублёва). Выпускница школы № 58, первогодок в должности старшей пионервожатой и врождённый педагог. Пионерскую линейку, на которой присутствовало не менее 200 человек, она проводила в полной тишине, разговаривая вполголоса, и её слушали. Замечательно рисовала, учила этому ребят и передала талант своей дочери Юлии, у которой прошлым летом была выставка в городской библиотеке. На одном месте Ольга Николаевна не задерживалась. Окончив Костромской педагогический институт, много лет проработала директором школы № 64 в Свердловске. Для выпускников шестидесятых она будет дорогим и желанным гостем на празднике.
Пионерская дружина школы носила имя Героя Советского Союза Сергея Тюленина. Для меня герои-молодогвардейцы были особенными людьми. Посмотрев в 1949 году фильм «Молодая гвардия», я была так потрясена их гибелью, что по-настоящему заболела и долго не могла успокоиться. Позже, на педагогической практике, оказалась недалеко от тех мест, где происходили события. Побывала в Краснодоне, о чём рассказывала нашим ребятам. Вместе с О.Н. Лоскутовой мы загорелись идеей свозить их на родину Сергея Тюленина и осуществили её в мае 1967 года. Приехав домой, вместе с учениками предложили написать заявление в горсовет о переименовании улицы Поселковой в улицу Молодогвардейскую. Эту инициативу все инстанции одобрили.
В верхнем ряду на фото слева на право: делопроизводитель Ф.С. Чертова, учитель географии (и будущая легенда школы № 5) Е.П. Якимова, учитель физики Галина Степановна (фамилию уже не вспомнить), учитель физкультуры Е.И. Кривушина (будущая акушерка), учитель домоводства (библиотекарь) З.В. Поторочина. За ней учитель немецкого языка Э.Э. Спиридонова, рядом – учитель начальных классов Р.В. Потапова. Мне посчастливилось быть классным руководителем её выпускников в старших классах: умных, добрых, отзывчивых, лёгких на подъём! Их было 30 человек. Из того выпуска вышло много прекрасных специалистов – учителей, руководителей разных служб. До сих пор они поддерживают со мной связь, и я радуюсь их успехам, скорблю о рано ушедших. Зёрна, посеянные Раисой Владимировной и Любовью Павловной, дали прекрасные всходы. Вот только не всегда их можно увидеть при жизни.
Далее на фото – учитель русского языка Т.П. Подкорытова, учителя начальных классов Г.И. Устьянцева, А.М. Бачурина. За ними учитель немецкого языка Л.Т. Шмидер. В 1963 году она приехала из Казахстана, куда были репатриированы немцы Поволжья. Сколько любви и сил отдавала она своей работе! Сколько создала авторских пособий с картинками, помогающими запомнить иностранные слова по всем правилам грамматики. Лия Теодоровна была отличным классным руководителем, на которого мне очень хотелось быть похожей. Для нас, молодых учителей, она была мудрым и добрым советчиком в разных житейских вопросах.
Справа на фото – учителя начальных классов М.Д. Бекарева и В.А. Щербакова. Очень жаль, что на снимке нет Л.Г. Берсенёвой, которая была в турпоходе с ребятами. Она привила своим ученикам любовь к туризму, краеведческой работе. Не один раз команда школы участвовала в областных турслётах. В 1972 году побывала на нём и я. Нижний Тагил, Черноисточинский пруд. Впечатлений – море! Команда наша была скромно экипирована по сравнению с туристами из больших городов, но не отставала. Ребят отметили за прекрасный гербарий и грамотное определение растений. Людмила Григорьевна была кумиром для своих учеников. Очень больно, что она рано ушла из жизни. Светлая и добрая ей память!
О каждом из учителей, с которыми мне довелось работать в 1963-1964 учебном году, можно написать много добрых слов. О многих, работавших позже, ребята сами хорошо отзываются. Среди них – П.Г. Краснопёрова, директор школы в 1967-1975 годах, Л.С. Паздникова, Э.А. Григорьева, В.Н. Фомичёва, В.С. Суворова. Преподавание биологии я передала в 1976 году в очень надёжные руки Е.И. Гладких, которую выпускники многих лет будут помнить как неутомимого туриста, опытного краеведа, талантливого учителя и замечательного человека!
Перейдя в школу № 5, я ещё 30 лет учила детей химии. Школу эту люблю, слежу за успехами её учеников, коллег, с которыми проработала много лет. Но школа в посёлке «Урализолятор» была и остаётся моей первой любовью. Сейчас там руководит её бывшая ученица Н.Н. Захарова (Григорьева). Она хорошо помнит учителей, о которых я пишу, продолжает развивать их добрые традиции. Радует, что школа живёт и работает в полную силу, находясь на хорошем счету у детей, родителей, коллег, администрации города. И пусть это продолжается ещё не одно десятилетие!
Ольга ЛЫКОВА
Фото из архива школы № 6.
На фото. Учительский коллектив школы № 6. Июнь 1964 года.
© Редакция газеты «Камышловские известия»