Илья ЗЫРЯНОВ
26 апреля в Камышлове почтили память ликвидаторов последствий аварий на Чернобыльской АЭС и других атомных объектах. Герои тех событий, а также представители городской администрации и Думы возложили цветы к мемориалу в аллее Славы.
Участники встречи вспоминали предмайские дни 1986 года: смутные тревожные сообщения, безмолвную панику. Многим тогда казалось, что началась война. По сути, так оно и было, только бой шёл с невидимым врагом.
– Пришла повестка: явиться вечером в военкомат, – рассказывает ликвидатор Евгений Николаевич Шитиков. – Пришёл к назначенному времени, нас посадили в автобус и отправили в Свердловск. Мы прошли медицинскую комиссию и поездом – в Златоуст. Там снова осматривали врачи, два месяца проходили учебку. Только тогда стало известно, что мы направляемся в 30-километровую зону вокруг станции на ликвидацию последствий аварии.
Житель Аксарихи Леонид Васильевич Широков побывал в зоне отчуждения в 1987 году, когда ему исполнилось 30 лет. С такого возраста туда призывали гражданских лиц. Работал он на тот момент трактористом, а близ Чернобыля сел за руль пожарной машины.
– Распределили в Уральский военный полк, в пожарную роту в 30-километровой зоне, – говорит Леонид Васильевич. – Я был самый молодой, остальным по 40-50 лет. Первый месяц тушили торфяники, ходили в наряды. Потом уже выезжали на саму станцию. Набирали воду из Припяти и поливали заражённое оборудование возле четвёртого энергоблока. Краны его сгружали, а мы смывали радиоактивную пыль. Специальной защиты на автомобиле не было – обычный ЗИЛ-131. Стёкла только не открывали, а водомётом управляли прямо из кабины. Со временем машины много радиации набрали и их перестали выпускать через пропускной пункт. Приходилось идти пешком по мосту через Припять, и оттуда нас забирали в полк.
За два месяца такой работы Леонид Васильевич получил серьёзную дозу облучения – более 14 рентген, и вторую группу инвалидности. Поездка до сих пор отзывается головными болями и ломотой в суставах.
Напоминает о тех событиях и камень из красного гранита, к которому он с соратниками приходит каждый год. Мемориал этот установили в октябре 2012 года по инициативе председателя местной общественной организации «Союз «Чернобыль» И.И. Канны при поддержке муниципальных властей. В то время в организации состояло 35 камышловцев, участвовавших в ликвидации радиационных аварий. На регулярных собраниях решались вопросы предоставления льготного жилья, выдачи удостоверений, денежных выплат, юбилейных наград.
Но в августе 2015 года Иван Иванович ушёл из жизни. Преемника у него не оказалось, заниматься общественной работой стало некому. Да и общий состав организации сильно поредел. По данным управления Социальной политики № 8, в городе и районе сейчас проживают 19 ликвидаторов последствий радиационных аварий, в том числе 9 инвалидов. И лишь пятеро из них смогли прийти 26 апреля в аллею Славы. Организовать встречу помогла супруга одного из ликвидаторов, активистка Ирина Хамова.
А насущные вопросы остались – о приобретени льготных лекарств, диспансеризации и так далее. Заместитель главы Камышлова Алёна Соболева и председатель городской Думы Татьяна Чикунова предложили встретиться ещё раз в администрации и обсудить возникшие проблемы.
Фото Ильи Зырянова.
На фото. Камышловские ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС (слева направо): Валерий Жуков, Евгений Неустроев, Леонид Широков, Евгений Шитиков и Виктор Гуляев. В центре – заместитель главы Камышлова Алёна Соболева, председатель городской Думы Татьяна Чикунова и активист Ирина Хамова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»