Далёкое и близкое.
Читая в газете воспоминания фронтовиков и их родственников, я не раз задумывалась: а что я знаю об отце как участнике Великой Отечественной войны? Мы никогда его не расспрашивали о войне, только иногда за столом в День Победы он вспоминал какой-нибудь эпизод. И вот что осталось в моей памяти.
Мой папа Александр Иванович Судаков родился 15 августа 1918 года в семье железнодорожника, жили на станции Поклёвской Тугулымского района Свердловской области. Его отец Иван Осипович работал машинистом паровоза.
Когда ему было 15 лет, умерла мама, и на руках отца, кроме него, осталось ещё три младших сестры. Прибавив себе год, мой отец пошёл работать кочегаром на паровозе – бросать уголь в топку. В это время семья переезжает в Камышлов, где он с отцом построил дом (по улице Красных Орлов под номером 72, напротив железнодорожного вокзала).
В 1938 году папа ушёл служить в армию. Через три года, после начала Великой Отечественной войны, его назначили машинистом и определили в технические войска. Отец водил эшелоны с военнослужащими и боеприпасами с линии фронта. За паровозом была прицеплена теплушка, в которой поочерёдно отдыхали две сменные бригады. Очень часто состав бомбили немецкие самолёты. В один из таких налётов папу контузило, и он попал в госпиталь. После лечения снова стал работать на паровозе.
Однажды немецкий снайпер засел на заводской трубе и вёл прицельный огонь. Пришлось распластаться на металлическом полу кабины. Пока вражеского стрелка не ликвидировали, поезд не трогался с места.
В другой раз папе довелось везти в своём эшелоне спецвагоны маршала Георгия Константиновича Жукова. Вспоминал он об этом часто, его переполняла гордость, хотя вообще о войне рассказывал редко и скупо.
После капитуляции фашистской Германии оттуда вывозили разное имущество, даже рельсы цепляли за состав, разбирая пути. На одной из станций выменяли у немецкой женщины радиоприёмник на продукты. Но начальник поезда его забрал: не положено.
Войну отец закончил под Кёнигсбергом, получил медаль за взятие этого города. Ныне он называется Калининград. Хотелось домой, но их часть направили на Дальний Восток, где шла война с Японией. Отец видел свой родной дом, проезжая через станцию Камышлов, щемило сердце, но никакой весточки родным папа подать не мог из-за суровых законов военного времени. На Дальнем Востоке он служил в 53-й колонне особого резерва Народного комиссариата путей сообщения.
Но вот настало время возвращаться домой. Выдали справку, что старший сержант Александр Иванович Судаков проходил службу в Советской Армии, в войсковой части 15805 на железнодорожном транспорте с 10 ноября 1940 года по 20 февраля 1948-го старшим паровозным машинистом. Ехал в Камышлов, радовался и волновался, ведь 10 лет не был дома.
Переступив порог, сел на свой походный чемодан и заплакал. Все кинулись к нему расспрашивать, думали, его ограбили в пути. Папа ответил просто: «Наконец вернулся домой, спустя столько лет». Настолько продолжительной оказалась его служба в армии.
Нужно было думать о работе. Он скрыл факт контузии от комиссии и устроился на железную дорогу и проработал там до выхода на пенсию. Стал машинистом первого класса, водил грузовые и пассажирские поезда. Часто его преследовал страшный сон, будто проезжает он станцию на красный свет семафора. Пережитый ужас военного лихолетья напоминал о себе.
Армейская закалка не давала спокойно сидеть на пенсии: душа и руки требовали дела. Папа стал работать в компрессорной металлозавода, затем кочегаром в горпромкомбинате.
Последние годы отец жил в частном доме на улице Комсомольской. Сидим, бывало, во дворе, беседуем, а он внезапно прервёт разговор и скажет, что товарняк идёт. И лишь спустя несколько минут до нас доходил перестук вагонных колёс…
Елена ГРЕБЕНЮК
Фото из архива Е.А. Гребенюк.
Машинист паровоза Александр Иванович Судаков (в центре) с фронтовыми товарищами.
© Редакция газеты «Камышловские известия»