Время, как скорый поезд, мчится вперед, оставляя позади маленькие полустанки и большие станции явлений, событий прошлого, из которых складывается история.
Поэтому так важны воспоминания и свидетельства тех, чьими руками закладывался и возводился фундамент, на котором стоит здание настоящего.
Тех, кто из поколения военных и послевоенных лет, не надо было просить или уговаривать жить и трудиться честно. По-другому они просто не могли и не умели, иначе бы страна не встала из руин. Силами мальчишек и девчонок военной и послевоенной поры строилось будущее великой страны. Один из примеров перед вами. Это воспоминания Александра Васильевича Заостровных из Ожгихи. Более 50 лет проработал он в районных Восточных электросетях.
В 1948 году за электрификацию деревень Камышловского района ему было присвоено звание «Отличник социалистического сельского хозяйства». Позднее – «Отличник энергетики и электрификации СССР». За честный и безупречный труд на ниве энергетики он награжден трудовыми медалями. 42 года отдано обслуживанию электролиний и трансформаторных пунктов в зоне совхоза «Скатинский». В декабре 2010 года Александру Васильевичу исполнилось 80 лет. С этой даты, собственно, и началось наше знакомство. Но сначала было письмо от родных – большое, теплое, согретое любовью, выдержку из которого хочется привести.
Два главных праздника
«Так уж получилось, что у нашего папы в декабре сразу два судьбоносных праздника – день рождения и День энергетика. Он один из тех, кто был пионером электрификации Камышловского района. Детство было, как у всех, кого коснулась черным крылом война. Его отец ушел на фронт, где вскоре погиб. Папа через многие годы отыскал его могилу и отдал дань памяти. В 11 лет он остался за старшего в семье, где, кроме него, было еще четверо детей.
В 1945 году папу из Ожгихи, а также по одному человеку из других деревень, направили в ФЗО № 13 Асбеста, где он получил специальность электрика. Когда вернулся, вместе с бригадой таких же, как он, 15-16-летних подростков приступил к электрификации деревень Камышловского района. Вся его трудовая биография прошла в Восточных электросетях.
Из своего детства запомнилось, как мы переживали за папу, когда он в непогодь (а именно тогда случаются аварии) уходил искать обрывы электролиний. Хоть гроза, хоть мороз под 40, а людей и производство без света не оставишь. Мы выглядывали в окошко, ждали его. Когда уезжал на ликвидацию аварии с бригадой, было спокойнее – все же не один среди ливня и метели.
Мама у нас была как «домашний диспетчер». Порой из Восточных сетей звонят о неполадке на линии, а она по-деловому так отвечает: «Уже ушел, фидер (и называет какой) отключился».
Отец с бригадой обслуживали и высоковольтные линии, питающие током все производственные участки совхоза «Скатинский». Это требовало большой оперативности при ликвидации аварий, иначе птице поголовье могло пострадать. Справлялись. Нареканий на работу не было.
Поражает, как родители при всей своей занятости еще и большое хозяйство успевали вести. Мама наша – Маргарита Семеновна – работала в совхозе дояркой (у нее тоже немало наград и поощрений). Наверное, потому что поддерживали друг друга, все делили пополам – и радость, и горе. 54 года они вместе идут по жизни. Прошли годы, а тепло отчего дома греет нас, а теперь уже и наших детей. Мы гордимся своими родителями, которые вместе с другими поднимали из разрухи страну».
* * *
Такое вот доброе письмо. А потом была наша поездка в Ожгиху. Глядя на окрестности, вспомнилось есенинское: «Тот, кто видел хоть однажды эту ширь и эту гладь, тот почти березке каждой ножку рад поцеловать…» Это и про ожгихинские места. Ширь завораживает, а от белизны перелесков дух захватывает! Наверное, не зря говорится – широкая русская душа. Не любовь ли к отчему краю, помимо всего прочего, помогала выстоять в лихие годины…
Давно и не только мною отмечено, что в сельских глубинках народ более душевный, открытый и отзывчивый, чем в каменных мегаполисах, и более радушный. Это сразу отметилось при знакомстве с хозяевами – Александром Васильевичем и Маргаритой Семеновной. Теплом, спокойствием веяло от них, вмиг улетучилась скованность, которая бывает при встрече с незнакомыми людьми. А при взгляде на их дом снова вспомнился Есенин: «…Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда. Слишком были такими недавними отзвучавшие в сумрак года…» Дом, построенный их отцом еще в 1927 году, и впрямь с голубыми резными ставнями. Сколько воспоминаний он в себе хранит, сколько ребятишек из его теплого гнезда выпорхнуло в свободный полет. Об ожгихинской династии Заостровных написано в книге про Камышловский район «Деревня моя деревянная, дальняя». А про супругу Александра Васильевича – знатную доярку-орденоносца – тоже не раз писали на страницах газеты.
Герои наши, несмотря на заслуги, оказались людьми скромными и немногословными, разговорить их о трудовых подвигах оказалось делом трудным. Хотя, как они сами сказали, память часто воскрешает прошлое: детство, юность, опаленные войной, боль утрат и, конечно, нелегкие трудовые будни, которые по прошествии лет, пошутили они, стали казаться праздниками.
Понимая, как непросто вот так сразу рассказать о трудовом пути длиною в 50 лет, мы дали главе семьи Александру Васильевичу домашнее задание – доверить свои воспоминания заветной тетрадке, куда, как мы узнали, он уже начал заносить рассказ о том, как вместе с товарищами «зажигал лампочку Ильича» в районе. Что он, спасибо ему, и сделал. Итак, слово А.В. Заостровных.
Как мы выполняли план ГОЭЛРО
Шел последний год войны. Все народное хозяйство лежало в руинах. На его восстановление нужны были средства и время. Ни того, ни другого у обескровленной страны не было. И все же по крупицам, почти с нуля приступили к возрождению. Особенно актуальными оставались определение В.И. Ленина «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» и его известный план ГОЭЛРО, принятый в 1920 году. Власть понимала, что без энергетики промышленность не поднять. И там, где возможно, началась работа по восстановлению. Многие энергетики в 1941 году ушли на фронт. Их заменили женщины и подростки. Мне в то время было 14 лет. В 1944 году к нам в Ожгиху приехали специалисты из Свердловска проводить электричество в дома, делать внутреннюю проводку. Заготавливали опоры из местного лесоматериала (осины, березы). Ямы под опоры копали всем миром.
В деревне была мельница, которая работала на нефтепродуктах, там установили генератор постоянного тока небольшой мощности. Эта мини-электростанция работала около года. Главным на ней был М.А. Заостровных, который по ранению пришел с фронта. Подобные электростанции были во многих деревнях. Свет давали не надолго, и в доме разрешалось пользоваться только одной лампочкой – из-за малой мощности генератора и экономии нефтепродуктов.
Кадры электромонтеров готовились в ФЗО № 13 Асбеста, куда в числе молодежи из других деревень направили и меня. После окончания школы ФЗО у нас создали бригаду, которая занималась электрификацией деревень Камышловского района. Хочу перечислить ее состав, многих уже нет в живых. Это В.Ф. Колясников из Захаровского, Б.В. Бронских из Солодиловой, Д.З. Захаров из Шипициной, В.Ф. Толшин из Чикуновой, Мария Лаптева из Аксарихи, Мария Кадилова из Калиновского, Екатерина Писцова из Булдаковой и другие, всего 12 человек.
Первой деревней в районе, в которой мы начали электрификацию, была Б. Пульникова. Зимой там делали внутреннюю проводку в домах, а летом строили линии и трансформаторные пункты. Все делалось вручную, никакой техники не было, инструменты и приспособления от опоры к опоре перевозили на лошади. Для установки опоры использовался труд 20 человек. Рабочий день летом длился по 11-12 часов. На выходные отпускали домой. А чтоб добраться до дома, надо было преодолеть, чаще пешком, 50 км. Добирались в 2-3 часа ночи.
Несмотря на трудности, с поставленной задачей бригада справилась. Пульникова была электрифицирована, линия электропередач (6 кВ) построена, и был дан электрический ток. Это был настоящий праздник для всех. В районе загорелась «лампочка Ильича», а вместе с ней и надежда, что с приходом электричества в деревни и жизнь станет лучше. Мы, несмотря на молодость, были уважаемыми людьми, даже старики снимали шапку, здороваясь с нами.
Электрификация деревень особенно интенсивно продолжилась после войны. Встал вопрос о строительстве гидростанции на Пышме. Разместить ее решили около Баранниковой, открылась стройка в 1946 году. Плотину, подводящий и отводящий каналы строили всем миром. Землю, глину, песок грузили вручную и возили на быках, они были надежной тягловой силой. ГЭС была построена и пущена в эксплуатацию осенью 1951 года, назвали ее Погорельской. Она стала одной из сравнительно крупных ГЭС, построенных в послевоенные годы в Свердловской области. В том же году, в феврале, меня призвали в армию. Отслужив четыре года, вернулся в Ожгиху и снова пошел работать в энергетику – на обслуживание электроподстанций, электролиний, трансформаторных пунктов зоны совхоза «Скатинский». Незаменимым видом транспорта была у нас лошадка, которая не подводила в любую погоду. Летом еще использовали велосипеды, зимой – лыжи.
Вот так, уважаемые читатели, начиналась электрификация. Мы выполнили свои задачи и пункты плана ГОЭЛРО, а нынешним молодым энергетикам предстоит воплощать его дальше. Желаю им от имени ветеранов успехов, здоровья, благополучия в жизни и работе.
* * *
С волнением и благодарность читаешь такие воспоминания. За скупыми строчками встает героическая жизнь поколений. Это про них написал поэт: «…гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей…»
Любовь ГИЛЁВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»